Чтобы помнили. Фильм 100. Андрей Ростоцкий

Чтобы помнили. Фильм 100. Андрей Ростоцкий

Андрей Ростоцкий родился 25 января 1957 года в Москве. 

Прадед Андрея был действительным статским советником и юристом, который за отказ участвовать в процессах политзаключенных был сослан из Петербурга в Алапаевск. Дед Ростоцкого закончил медицинский факультет Московского университета, и был участником Первой мировой войны. Отец Андрея – известный кинорежиссер Станислав Ростоцкий, снявший фильмы «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие…» и многие другие. Мама – киноактриса Нина Меньшикова, известная по фильмам «Девчата» и «Доживем до понедельника». 

Нине Меньшиковой врачи не советовали рожать, так как она переболела туберкулезом. Однако она последовала другому совету врача: «Иногда нас, врачей, надо просто посылать к чертовой матери. По-моему у вас такой же случай, поэтому рожайте, только я вам это не говорила». 

Андрей Ростоцкий рассказывал: «У меня было замечательное детство. Меня не заставляли бегать по разным кружкам, за исключением, разве что, иностранного языка, поэтому, времени для дворовых забав было полно. Мы играли в такие, уже давно забытые игры, как «Хали-холо и Штандер» - подвижная и увлекательная игра в мячик, в вышибалы, в «Море волнуется раз», «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Я садовником родился». Все это теперь незаслуженно забыто. Большая часть моего детства прошла в рабочем поселке несуществующего ныне села «Богородское», в районе Преображенки. Бабушка жила в деревянном доме с печкой, с туалетом во дворе. Этот дом приходилось постоянно ремонтировать, стучать молотком. Ну а летом мы уезжали либо в Тарусу, либо на Валдай. Вот тут то главным развлечением была рыбалка. Когда закрывали плотину, вода из реки уходила и обнажала камни. Под этими камнями прятались налимы, и мы с ребятами их прямо на вилки накалывали… Все свои авантюры я очень хорошо продумывал, поэтому и не попадался. Если мы с ребятами планировали поход в соседский огород - всем же ясно, что чужие яблоки слаще - мы заранее прикармливали собаку, выясняли, когда сосед ложится спать, в общем, вырабатывали четкую стратегию... Но, вообще, случалось и в лоб получать: Я всегда маленький был, да и сейчас не высокий, поэтому придерживался одного принципа: «Если не хочешь, чтоб над тобой смеялись, сделай так, чтоб тебя боялись». У меня была кличка «Бешеный», потому что если мое самолюбие подвергалось оскорблению, для меня уже не имело значения, сколько передо мной человек и какого они роста, я бледнел, выпучивал глаза и налетал на обидчика. А потом ничего не помнил. Меня даже взрослые хулиганы побаивались». 

В детстве Андрей мечтал стать путешественником, поэтому любимым занятием в школьные годы были пионерские походы, и свой первый спортивный разряд он получил именно по туризму. Точные науки его мало волновали, исключением были случаи, когда дело доходило до практических занятий. Например, в химии он любил все, что касалось взрывчатых веществ. Однажды прямо на уроке он решил поставить собственный эксперимент, смешал реактивы и произошел взрыв. Учительнице пришлось вызвать его родителей в школу. 

О своем детстве и юности Ростоцкий шутил: «У меня ситуация была, как в одном школьном сочинении: «Пушкин родился у бабушки в деревне, в то время как его родители были в Петербурге». Андрей считал, что многим обязан бабушке Татьяне Григорьевне – маминой маме, которая забрала мальчика к себе. Бабушка очень любила Андрея и в свободное время читала ему именно Пушкина. Она воспитала внука так, что 19 век для него интереснее 20-го. 

Андрей окончил английскую спецшколу. Хотя на отметки Андрей мало обращал внимания, он получил хорошее гуманитарное образование. Его кумиром был Лермонтов. Родители считали, что Андрей может стать дипломатом или прекрасным хирургом. О карьере в кино думать опасались. Первый раз Андрей попал на съемочную площадку с мамой – она играла главную роль в фильме «Хуторок в степи» и была удивлена точным подсказкам, которые делал ее 10-летний сын мальчику, снимавшемуся в фильме. Потом, в 14 лет, Андрей поехал с отцом на съемки фильма «А зори здесь тихие» и там помогал постановщикам, реквизиторам и пиротехникам. 

Заканчивая 9-й класс, Андрей узнал, что во ВГИКе Сергей Бондарчук объявил дополнительный набор мальчиков в актерскую мастерскую. Для показа Андрей выбрал «Зодчих» Кедрина, «Егорушку» Цветаевой и прозу Виктора Конецкого. Когда Бондарчук позвонил Ростоцкому-старшему сообщить, что сын ему понравился, отец Андрея сказал: «Если ты будешь сомневаться в нем, то лучше не порти жизнь ребенку!» Андрей был зачислен вольным слушателем и, продолжая учиться в школе, мог посещать занятия по специальности в институте. Его судьба должна была решиться после 1-го курса. Его пригласили на роль к Илье Фрэзу в фильм «Это мы не проходили», а Бондарчук утвердил на роль ефрейтора Кочетыгова в картине «Они сражались за Родину», снятой в1975 году. 



Во время исполнения первой роли в кино он впервые исполнил трюк. В фильме танк наезжал на окоп, в котором находился боец, и разворачивался на месте, сравнивая окоп с землей. Герой Андрея бросал в него бутылку с зажигательной смесью и погибал. После боя Лопахин в исполнении Василия Шукшина оплакивал его смерть. 

До конца 1975 года Ростоцкий снялся еще в двух фильмах: в фильмах «На край света» и «В ожидании чуда». При такой загруженности времени на посещение лекций в институте не хватало, к концу первого курса накопилось много прогулов, и преподаватели решили его отчислить. Но на вгиковском фестивале за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили» Ростоцкий получил приз, и награда повлияла на преподавателей. 



В 1976 году на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбинных», в котором молодому актеру досталась роль Николки Турбина. Прекрасно сыграв эту роль, он сразу обратил на себя внимание других режиссеров. В 1977-1979 годах вышли новые картины с его участием: «Так начинается легенда», «Запасной аэродром», «Особых примет нет», «Это было в моем сердце», «Конец императора тайги». 



В картине «Конец императора тайги» Ростоцкий сыграл роль юного Аркадия Гайдара. На всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде фильм был удостоен приза. В этой картине Ростоцкий снимался в качестве призывника. Военную службу он проходил в кавалерийском полку, что сильно облегчало ему работу на съемочной площадке. Его партнером был конь Рекорд, с которым он выигрывал полковые соревнования. Во время прохождения службы он стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью.

В 1981 году, также во время службы в армии, Андрей Ростоцкий снялся в исторической ленте «Эскадрон гусар летучих», где исполнил роль поэта-гусара Дениса Давыдова. Одним из режиссеров этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера - Станислав Ростоцкий. 

Андрей Ростоцкий рассказывал: «Это была самая долгая и, между прочим, альтруистическая работа в моей жизни. Я был приписан к съемкам фильма в качестве рядового кавалерийского полка. Вместо гонорара получал 11 рублей в месяц. Так что советскому кинематографу эта роль очень дешево обошлась…». 

Ростоцкий был приглашен в эту картину как актер, соответствующий облику офицера того времени. Кроме того, Андрей прекрасно ездил верхом и умел обращаться с холодным оружием. Он пришел в съемочную группу с твердой уверенностью играть главную роль. Его настойчивость произвела впечатление на другого режиссера фильма Никиту Хубова. Кроме того, Андрей быстро освоил французский язык, танцы и основы игры на гитаре. Все это входило в его работу над ролью. 



После просмотра фильма «Эскадрон гусар летучих» французский кинорежиссер Кристиан Жак – постановщик «Фанфан-тюльпана» назвал его русским Жераром Филиппом. А польская пресса писала: «Андрей Ростоцкий в русском кинематографе то же, что Даниэль Ольбрыхский в польском». 

Фильм принес актеру огромную популярность. В этой же картине снялась будущая жена Ростоцкого - Марина Яковлева. Она играла молоденькую провинциальную барышню, танцующую вальс на балу с гусарами. Вскоре Ростоцкий сделал ей предложение, Марина согласилась, и в 1980 году они сыграли свадьбу.

Марина Яковлева вспоминала: «Мы танцевали вальс. Голова кружилась от счастья. Я влюбилась. Совсем как в романах – с первого взгляда. Он был очень хорош собой… в гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами, и я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории…».



Ростоцкий и Яковлева оказались совершенно разными людьми. Андрей был сторонником домостроя, и считал, что жена должна быть хранительницей очага, а Марина хотела работать - сниматься в кино. Андрей Ростоцкий вспоминал: «Я решил, что проживу с женщиной, которая меня очень любит долгую, прекрасную жизнь. Я думал, у меня будет дом, где меня будут ждать, где я буду хозяином. А оказалось, что у нее тоже очень сильный характер... Идеальная схема: мужчина на охоте - женщина ждет. У нас же было все иначе. За два года нашего супружества мы виделись, дай Бог месяц, остальное время либо я, либо она были в экспедициях. Конечно, гусарский дух во мне брал свое, а это не могло ей понравиться. Наш брак был обречен». 

Однажды Марина обнаружила записную книжку Андрея с его «Дон Жуанским» списком. В отношениях между супругами пролегла первая серьезная трещина, отношения становились все более холодными, и через полтора года совместной жизни Андрей и Марина решили расстаться. 

Второй женой Ростоцкого стала его соседка Марьяна, которая с детства была его поклонницей. Андрей вспоминал: «Мы дружили с детства, я ее помню еще чудным розовым пупсом, позже, когда я уже стал актером, я приходил к ней в школу выступать. Ее отец долгое время был начальником Центра управления космических полетов, и в наш актерский дом они вселились только благодаря большой любви к кино. Мы дружили семьями, вместе проводили праздники, ходили друг к другу на дни рождения. Марьяна не раз видела у меня в гостях дам моего сердца, но никогда не показывала, что ей это неприятно. Как-то раз мне родители сказали: «Даже и не смотри в сторону Марьяны. У нас такие хорошие соседи, мы не хотим с ними ссориться». Время шло. Я женился, Марьянка вышла замуж. Марина часто уезжала, без нее проходили праздники, дни рождения, на которые я собирал друзей и Марьянку приглашал. Через некоторое время Марьяна все-таки развелась, да и я, наконец, сумел оформить свой развод, и мы решили пожениться...».

Свадьба прошла оригинально. Вот как ее описывал Андрей Ростоцкий: «Мы приехали, на чумазом «Запорожце», ребята сомкнули над нами с Марьяной сабли, и нас окольцевали под песню Битлз «Естедей». Потом мы пили Шампанское из огромных Хохломских кружек, и так нам стало хорошо, что мы на этом «Запорожце» поехали кататься по Москве. Причем, невеста сидела внутри, а я на крыше: Представьте, горбатая машинка, на крышу привязано седло, в котором я сижу, размахивая саблей, а вокруг болтаются шарики, этакой фаллической формы. Город «рыдал» от удовольствия. А потом во время застолья мы закатили грандиозный мордобой... Мы же трюкачи! Это была шутка, но шутка профессиональная. Теща, когда это увидела, стопку тарелок уронила». 

В 1980-е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино. Он много снимался в военных и героико-приключенческих фильмах. Картины с его участием выходили одна за одной. В драме Олега Дашкевича «Правда лейтенанта Климова» он сыграл офицера-подводника Климова, в биографической повести «Остаюсь с вами» - молодого Аркадия Гайдара, в историко-революционном фильме «Первая конная» - героя гражданской войны Олеко Дундича, а в приключенческом фильме «Внимание! Всем постам!» - бывшего десантника Виктора Кольцова, ставшего милиционером, и в фильме «Непобедимый» - Андрея Хромова, одержимого идеей создания нового вида борьбы - «самообороны без оружия». Фильм был посвящен памяти Анатолия Харлампиева, основоположника борьбы самбо.



Критик Н.Агишева писала: «Андрей Ростоцкий вошел в кино в тот самый момент, когда мода на актеров с резко выраженной индивидуальностью, странноватостью, «чудачинкой» стало проходить, и его обаяние, облик современного, вполне земного «рыцаря без страха и упрека» пришлись как нельзя кстати. Герои Ростоцкого лихо гарцевали на лошадях, ставили к барьеру подлецов, показывали чудеса храбрости и благородства… Однако от роли к роли, от одного фильма к другому, с одинаковым бесстрашием во взоре играя и гусара прошлого века, и командира отряда красноармейцев, и спортсмена, молодой актер начинает повторять уже использованные им же приемы выразительности». 

Во второй половине 1980-х годов творческая активность Ростоцкого продолжала оставаться высокой. Он снялся в фильме-катастрофе «Прорыв», приключенческом фильме «Перехват», авантюрной драме «Бармен из «Золотого якоря», вновь сыграл Виктора Кольцова в драме «Где ваш сын» - продолжении фильма «Внимание! Всем постам!».



Ростоцкий снялся в роли последнего российского императора Николая II, в драме Глеба Панфилова «Мать» и в фантастической комедии «Сны». Эта роль настолько удалась актеру, что сыграть российского царя его вскоре пригласили зарубежные кинематографисты в чешский фильм «Европа танцевала вальс». Ростоцкий так же сыграл несколько отрицательных ролей в фильмах «В чистом поле четыре воли» и «Я тебя никуда не отпущу». 



В 1987 году на киностудии имени Горького Ростоцкому предложили попробовать свои силы в режиссуре. В качестве литературной основы для своего короткометражного фильма «Искатель приключений» он выбрал повесть А. Грина «Синий каскад Теллури». А в 1989 году в телеобъединении «Экран» он снял свою версию «Зверобоя» Фенимора Купера. 

В 1991 году он рассказал зрителю о работе в кино созданной им трюковой группы, поставив фильм «Мужская компания», основанный на реальных фактах его биографии. Драматургия фильма была подсказана ему картиной американского режиссера Ричарда Раша «Трюкач». Демонстрировавшийся в кинотеатрах Москвы фильм «Мужская компания» за неделю проката вышел на второе место по рейтингу после американского «Настоящего киногероя». Критика писала: «Картина вышла неожиданно светлая и чистая на зловеще черном фоне отечественного кинематографа. Что важно, в ней есть здоровый юмор и живые полноценные герои, настоящие мужчины». 

Ростоцкий не только сам работал без дублера, но и в фильмах «И на камнях растут деревья», «Тот, кто нежнее» и других картинах был постановщиком трюковых сцен и боев. Владея всеми навыками трюковой работы в кино, он отдавал наибольшее предпочтение конным трюкам, а также различным видам боевых искусств. В 1998 году Ростоцкий стал победителем скачки на приз имени Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» на Центральном московском ипподроме на дистанции 400 метров. Он так же являлся одним из лучших специалистов по сценическому фехтованию на историческом оружии. И с 1994 года преподавал сценический бой и фехтование в Институте современных искусств. В том же 1994 году Ростоцкий организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого). Он хотел снять фильм о Древней Руси под названием «Тмутаракань». Действие в нем должно было проходить на рубеже десятого века.



Изучение русской истории, истории армии и русского офицерства, любовь к оружию и боевым искусствам пригодились на телевидении. С 1995 года Ростоцкий участвовал в создании историко-публицистических передач о русской и российской армии. В 1995–1996 годах Андрей был главным режиссером передач «Аты-баты...», а с 1998 года – ведущим военно-исторического журнала «Вижу цель» на телеканале «Культура». Он снялся в телефильмах «Право на поле брани», «Оружие державы» и «Снайперы». А с февраля 2001 года Ростоцкий был ведущим программы «Служу России» на канале ОРТ. В том же 2000 году он стал вести в институте занятия по актерскому мастерству. В 2001 году он был назначен главным режиссером конного театра «Каскадер». Он жил насыщенной творческой жизнью, которой можно было позавидовать. 

Его отец, будучи заядлым рыбаком, привил это увлечение сыну. Для Андрея это занятие стало практически профессией: в 1998 году он вел на телевидении передачу «Мир рыболова». На соревнованиях по рыбной ловле выступал за команду «Спартак». Он так же владел ремеслом столяра-краснодеревщика: в его доме вся мебель сделана его руками. И еще он владел искусством изготовления трубок и мундштуков. 

С 1997 года Андрей Ростоцкий был инструктором транснациональной школы выживания «VITALIS», заместителем генерального директора Фонда русских экспедиций и путешествий. Вместе с основателем школы известным русским путешественником Виталием Сундаковым он провел экспедицию по крымским пещерам «В поисках следов киммерийской цивилизации», о чем в 1997 году кинокомпанией НТВ был снят фильм. В 1998 году пересек на автомобиле США «из угла в угол» (Нью-Йорк – Техас – Сан-Франциско). Своей страсти к путешествиям в экстремальных условиях он нашел применение в кино. Закон «Инструкции по эксплуатации жизни» – «предвидеть, по возможности – избегать, при необходимости – действовать» – всегда был принципом его работы на съемочной площадке. 

В 2002 году Андрей Ростоцкий приступил к съемкам 12-серийного телевизионного фильма «Моя граница» о буднях российских пограничников. Несколько сцен было отснято в Москве, а экстремальные съемки Ростоцкий планировал провести в Сочи. В течение нескольких дней он выезжал с водителем из сочинского погранотряда за город, чтобы присмотреть место для будущих съемок. 

5 мая 2002 года Ростоцкий попросил отвезти его в район горнолыжного курорта «Красная поляна». «Он постоянно просил остановиться, уходил куда-то надолго, видимо, осматривал местность. В конце концов, мы заехали в какую-то глушь, и Андрей увидел крутой склон. Попросил остановить машину и ждать», – рассказал водитель. 

По словам водителя, трагедия произошла примерно в пяти километрах от «Красной поляны» у водопада Девичьи Слезы. Этот район практически безлюдный – вокруг только скалы, на которых иногда тренируются альпинисты. Однако для профессионалов этот участок считается несложным. Видимо, поэтому Ростоцкий, который был каскадером, полез вверх без страховки. Взбираясь по крутому склону, Андрей поскользнулся на мокром мхе и упал с 30-метровой высоты. 

Водитель машины сразу же бросился к режиссеру и увидел, что у него сломаны руки и ноги и пробит затылок. Солдат погрузил Ростоцкого в машину и поехал в санаторий. 

Врачи приехали через 15 минут и отвезли пострадавшего в хостинскую районную больницу. Главный врач больницы, увидев Ростоцкого, сразу понял, что шансов спасти его практически нет: «С такими переломами и ушибами никто не выживет. К тому же у него была сильнейшая черепно-мозговая травма». Ростоцкого отправили в реанимационное отделение и стали готовить к операции. Через несколько минут он скончался на операционном столе.

Андрей Ростоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище.



Леонид Филатов подготовил об Андрее Ростоцком передачу из цикла «Чтобы помнили».


Источник



Loading...
Loading...