Цветы не растут на чужбине

Цветы не растут на чужбине

Странная, во многом трагичная, судьба выпала на долю маленькой симпатичной женщины, известной американской студийной вокалистки, которую в 1998 году назвали самым узнаваемым голосом США. Её голос хоть раз услышали более 20 миллиардов людей, что в три раза больше всего населения планеты. Имя певицы Квитка Цисык.

Во время войны в 1944 году молодые родители Квитославы (сокращенно Квитка, что в переводе с украинского означает цветок), выехали из Львова и долгое время скрывались и от немцев, и от советской власти. И, наконец, в сорок девятом году, благодаря финансовой помощи друзей и родственников, попали в США. Это была интеллигентная семья. Мама Иванна – учительница, принадлежала к роду известных во Львове архитекторов по фамилии Лев. Ее отец и брат спроектировали и построили более двухсот известных храмов. Её муж, отец Квитославы, Владимир Цисык родился в известном энергетическом и мистическом месте Украины – в селе Лиски под Колмыей у так называемой Цыганской горы, где сегодня проходят музыкально-поэтические фестивали в честь Квитки Цисык и других известных земляков. Большая часть семьи Цисыков была репрессирована перед войной. Дед Олекса раскулачен и сослан в Казахстан, братья репрессированы, многие пропали без вести, считается, что они расстреляны. Только двум братьям удалось уехать во Львов и избежать расправы. Владимир закончил консерваторию, учился в Мюнхене, стал первой скрипкой Львовского оперного театра.

В сорок четвертом году, убегая от репрессий и возможных гонений со стороны советской власти, они покинули Львов. В это же время из города выехала и семья Иванны, с которой Владимир совсем недавно познакомился и даже успел влюбиться. Обвенчались они в Кринице, сейчас это польский бальнеологический курорт. Первый их ребенок – дочь Мария – родился в лагере для интернированных в Германии, а в 1953 году в Нью-Йорке родилась вторая дочь – Квитка. Девочка, которая впоследствии станет легендой американских студийных певцов и настоящим открытием украинской эстрады, вернувшейся к слушателям в девяностые и двухтысячные годы уже после своей смерти. Квитка побывает на исторической родине тайно и всего один раз в 1983 году. Тогда ее еще никто не знал даже в профессиональных кругах.

В четыре года музыкальная девочка возьмет в руки скрипку, и ее знаменитый отец будет давать ей уроки. Хотя у Квитки было множество талантов: она играла в театре, танцевала, прекрасно пела. Цисыки разговаривали дома на украинском языке и пели прекрасные украинские песни, которые всю жизнь, как будто некий мистический код или сверхзадача, стояли над Квиткой и требовали, чтобы она их исполняла и популяризировала.

Квитка могла бы стать скрипачкой, но любовь к пению пересилила отцовские надежды на исполнительскую карьеру дочери. Поступила в консерваторию, отказавшись от скрипки, выбрала вокал, мечтая о карьере оперной певицы. Но сам ее голос был очень похож на голос скрипки. Это редкое колоратурное сопрано – самый высокий и редкий женский голос. Кроме того, Квитка Цисык владела техникой «белого голоса», свойственного народной традиции карпатского региона. Украинцы называют такой голос внутренним, идущим из сердца, из глубины души. Неповторимое сочетание делало голос вокалистки поистине уникальной находкой для оперной сцены. Но ей не судилось сделать карьеру оперной примы.

В 1971 году Квитка не раз выступала на сцене вместе с отцом и сестрой Марией (сестра стала известной пианисткой, вела мастер-классы в Карнеги-холле и аккомпанировала известным певцам). Однажды прямо на сцене у Владимира Цисыка случился сердечный приступ. После смерти отца об оперной карьере пришлось забыть. Нужно было зарабатывать на жизнь. Профессионально поставленный уникальный голос Квитка вынуждена была продавать в качестве рекламного: для записи демоверсий песен для певцов, джинглов для рекламных роликов, бек-вокал.

Джингл – музыкальный или вокальный продакшн-элемент оформления радио- или телеэфира. Джингл представляет собой короткую, законченную музыкальную фразу с вокальной пропевкой.

У нее не было агента, и приходилось самостоятельно себя продвигать. Поначалу никому неизвестная певица по имени Кейси (КС – псевдоним по первым буквам имени Kvita Cisyk) была без работы. Семнадцатилетняя эмигрантка никому была неинтересна. Но однажды кто-то все-таки прослушал одну из ее записей и понял, что это настоящее вокальное золото, находка, которая неизменно превратится в монеты. И так постепенно началась ее карьера в рекламном бизнесе. Многие компании, которые обратились к ней, поняли, какая жемчужина, практически за бесценок им достается. Они очень быстро прибрали ее к рукам и увидели результат. Этот волшебный голос, действительно, обладал какой-то магической силой, завораживал и привлекал.

Скоро работы станет так много, что Цисык превратиться в самую дорогую и востребованную певицу рекламных джинглов. Более 16 лет она была единственным голосом компании «Форд» и получала такие гонорары, что могла себе позволить недвижимость в самом дорогом районе Нью-Йорка возле Центрального парка. Тут же была приобретена недвижимость для студии, где работали ее первый и второй муж. С первым Джеком Корнером – джазовым музыкантом, который был старше на 14 лет, Квитка прожила всего год. Она безмерно уважала его за талант и помощь в певческой карьере. Вторым мужем стал Эдвард Ракович, известный инженер звукозаписи, который работал с такими певцами, как Мадонна, Джордж Бенсон и другие.

День Квитки (Кейси) был расписан по минутам: с восьми утра до восьми вечера. Она записывала вокальные номера для разных коммерческих проектов. Рекламировала курятину, собачий корм, автомобили и т.д. С одной стороны, это давало высокий доход и положение. С другой, по существу стало распылением великого данного Богом таланта.

Не случайно Квитка Цисык чувствовала неудовлетворенность и мечтала о других высотах. Однажды, разговаривая со своим мужем об украинской песне, сказала, что нет ничего прекраснее мелодий ее родины, что это настоящий клад и ей очень хочется, чтобы все увидели это сокровище. «Ну, покажи же эти хваленые украинские песни, почему мы их не слышим? Где они?» Это был конец семидесятых, когда украинской песни в качественной записи просто не было. А та, что была, не могла конкурировать даже с качественным американским фольклором и другой вокальной продукцией.

И тогда у Кейси возникла идея записать украинские песни не под бандуру и скрипку, а на высоком профессиональном уровне. Чтобы в этом проекте участвовали известные музыканты и аранжировщики. Тогда она задумала записать альбом, используя аранжировку первого мужа и возможности звукозаписи второго. Пригласила более сорока известных профессионалов и платила им из своего кармана. После тяжелого рабочего дня записывала украинские песни. Аккомпанировала ей сестра, за правильностью произношения следила мама Иванна. Таким образом, женщина, которая никогда не была в Украине и слышала народные песни только от своих родных и знакомых, записала совершенно оригинальные трактовки известных мелодий, заново прочитав украинскую душу. Говорят, что Квитка Цисык прочувствовала украинцев лучше, чем сами украинцы. Первый альбом назывался «Квитка». Второй альбом вышел через девять лет в 1989 году и в его записи вновь участвовали оба мужа Квитки Цисык.

В советское время ее песни были под запретом, как творчество заграничной исполнительницы. Каким-то образом подпольно диски переправлялись в СССР, переписывались и распространялись. И Квитка вернулась домой. Постепенно о ней стали узнавать не только профессионалы, но и простые слушатели. Руководитель ансамбля «Червона рута», Александр Горностай, взял у нее единственное интервью и пригласил в Украину с концертами, понимая, какой подарок она сделала украинской эстраде. Но ей помешала болезнь.

А между тем певица могла бы стать известной в Америка намного раньше и сделать карьеру еще в 1977 году, после получения Оскара за исполненную ею песню в фильме «Ви Light Up My Life» («Ты зажигаешь мою жизнь»). Она записывала в то время песни для кинофильмов, и однажды ее заметил режиссер Джозеф Брукс, который написал несколько песен для своего фильма о молодой певице. Главной героине нужен был голос. Квитка согласилась исполнить песни для фильма и сыграть в нем маленькую эпизодическую роль. При этом Брукс рассыпался в обещаниях, подбивал клинья и кормил певицу завтраками. Фильм вышел довольно слабой мелодрамой, а вот песня, то есть саундтрек к фильму получил «Оскар». Однако, Брукс затягивал официальное признание и оплату труда никому не известной певицы Кейси. Этим моментом воспользовался его знакомый, у которого была дочь, мечтавшая о карьере певицы. Дебби Бун записала альбом с песнями из фильма, выкупив права на их исполнение у Брукса еще до вручения премии.

Дебби по настоятельной просьбе Брукса полностью наследовала вокальную манеру Квитки, и песня в ее исполнении несколько недель занимала первые строчки хит-парадов. Квитка не пришла на вручение Оскара, потому что песню к фильму, которую она исполняла, вместо нее на церемонии пела Дебби. Украденная песня не принесла славы певице. Это была единственная ее удача, хоть и украденная.

А Брукс между тем все кормил Квитку обещаниями, пригласил к себе, много чего обещал, но она отказалась и потребовала заплатить за работу. Работу он оплатил, но имя Квитки в титрах было вытерто. Она не стала судиться и ушла в тень.

Может быть, эта несправедливость и глубокая обида долгие годы не давали певице покоя, и она всеми способами пыталась доказать американскому слушателю свою ценность. А может и способствовали тому, чтобы она сделала другую карьеру и записала лучшие свои альбомы украинских песен, которые впоследствии были неоднократно номинированы на различные премии.

Карьера состоялась! Менеджеры Форда подсчитали, что исполненные ею рекламные песни были услышаны более 20 миллиардов раз, компания «Форд» еще ни с кем из вокалистов не работала так плотно и так долго, как с Кейси Цисык, и ежегодно дарила ей новую модель завода. Но Кейси, любительница быстрой езды, предпочитала другим машинам свой любимый – красный «Ягуар».

Во многом она была настоящей американкой, в семье которой проповедовался активный и прагматичный американский стиль жизни. Квитка любила лошадей, свою собаку породы чау-чау, обожала гулять по берегу океана и, конечно, петь. Второму мужу Квитка родила сына Эда-Владимира, которому было всего 8 лет, когда мама умерла. Он тоже стал музыкантом.

Когда в 1991 году певице впервые был поставлен диагноз рак груди, врачи давали ей несколько месяцев жизни. Но она боролась с болезнью долгие семь лет, проходя изнурительные курсы химиотерапии и не прекращая плотно и плодотворно работать. У нее была мечта записать еще один альбом с украинскими песнями (колыбельные для сына), приехать с концертами на историческую родину, даже вопреки своему страху перед большой аудиторий (она всегда оставалась камерной, студийной певицей или певицей бек-вокала). Но всему этому не судилось воплотиться в жизнь. Сначала из-за большой занятости, потом из-за болезни.

Однако мечта засохшего на чужбине великолепного голоса, который мог бы стать украшением любой высокой сцены, все-таки осуществилась. Голос Квитки Цисык вернулся на родину ее предков, ее именем названа улица во Львове и создан музей певицы. А на родине ее отца в деревне Лиски проходят музыкальные фестивали в ее честь. Не хватает только книги и оскароносного сценария, чтобы увековечить историю этой замечательной женщины, успешной американки с большой украинской душой, чтобы вернуть ей украденную когда-то славу.