ДЕФИЦИТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВАЛЕ СССР

ДЕФИЦИТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВАЛЕ СССР

В наше время осталось еще довольно много людей, ностальгирующих по Советскому Союзу. Несмотря на очевидные, мягко говоря, недостатки, которые повсеместно присутствовали в жизни советских людей. Взять хотя бы такое явление, как пресловутый "дефицит". Это когда у тебя деньги есть, но купить на них ты ничего не можешь. Сейчас уже и не объяснишь это людям младше 40 лет. Особым дефицитом считались товары "импортные" - то есть товары, произведенные в социалистических странах (Польша, Венгрия, Болгария и т.д.) или товары, произведенные на Западе. Таковые встречались очень редко в советской торговле. И поэтому считались ну очень желанной добычей для скромного советского человека.
Поэтому у меня и возникла идея чуть-чуть порассуждать на интереснейшую тему – взаимоотношения граждан СССР с неодушевленными предметами, произведенными на Западе. Ведь вот как интересно происходило – многие советские граждане, несмотря на мощнейшую работу советской пропаганды по очернению так называемого "западного образа жизни", были готовы расшибиться в лепешку и продать душу дьяволу дабы обладать чем-либо импортным. Будь то японский телевизор или магнитофон, американские джинсы или сигареты, шотландский виски или французская косметика, итальянские туфли или немецкий костюм – перечислять можно долго. Но это все вещи достаточно дорогие, так сказать длительного пользования, ну кроме сигарет и виски, разумеется. Но тяга к «импорту» была настолько всеобъемлющей, что распространялась и на сущие безделицы, которые на Западе стоили гроши́ и буквально валялись под ногами.
Вспоминается такой показательный эпизод. В 1980 году, незадолго до начала Олимпийских игр в Москве (в Киеве, на Республиканском стадионе, тогда должны были пройти несколько футбольных матчей группового олимпийского турнира), на территории киевского стадиона установили десяток автоматов по продаже газированной воды. С виду они были точно такие же, как и автоматы, установленные по всему городу. То есть обычные советские железяки с газированной водой. Но в них было встроено такое невиданное в Союзе «ноу-хау», как механизм для выдачи одноразовых пластиковых стаканчиков. После опускания монеты в автомат, стаканчик вываливался на специальную подставку. И только потом, в появившуюся пластиковую емкость, автомат выплевывал порцию воды. Для Совдепии это было чудо невообразимое. И стаканчики были непростые – на их донышке витиеватым шрифтом было выдавлено: «Made in Finland». К этим автоматам выстраивались немалые очереди. Но люди, стоявшие на солнцепеке (вход для посетителей на стадион был открыт с 10 до19-00 в дни, когда не проводились соревнования), ждали своей очереди не для того, чтобы напиться. Им нужны были вот эти самые стаканчики. Бросив в автомат монетку (автоматы продавали воду с сиропом за 3 копейки и воду без сиропа – за 1 копейку), очередной «охотник за импортом» забирал с подставки вывалившийся объект вожделения, оплаченная вода, таким образом, стекала в сливное отверстие автомата. Потом в автомат забрасывалась следующая монетка… За один такой «подход» к автомату добывалось пару десятков стаканчиков. Добывали бы и больше, но жаждущие пластикового чуда, стоявшие сзади, не очень вежливо спроваживали отоварившегося соплеменника. Приходилось отстаивать очередь по нескольку раз. Для такого ответственного похода люди специально, заранее, меняли купюры и монеты более крупного номинала на однокопеечные денежки.
Причем на непродолжительное время проведения Олимпиады однокопеечные монеты в Киеве стали дефицитом. Уж не знаю, где незадачливые организаторы Олимпиады взяли столько стаканчиков и когда успевали ими перезаряжать автоматы.
Далее, ставшая «добычей» одноразовая посуда превращалась в многоразовую. Стаканчики мыли, причем мыли очень аккуратно, чтобы, не дай бог, не поломать их, пили из них не каждый день, чаще всего выставляя на стол только для дорогих гостей, доходило даже до того, что в некоторых домах одноразовое средство для пития выставляли под стекло, в сервант, рядом с хрустальной и фарфоровой посудой, на всеобщее обозрение. Как минимум, в течении 2-3 лет после окончания Олимпиады, эти стаканчики можно было обнаружить в домах киевлян. Пока они не закончились благодаря естественному износу тоненького пластика. Кстати, такая же история с одноразовыми стаканчиками происходила также в Москве, Минске, Ленинграде (Петербурге) и Таллинне, то есть в городах, где происходили олимпийские соревнования. Такое вот было «низкопоклонство перед Западом», как когда-то говорил товарищ Сталин.
Даже советский школьник готов был отдать последнее, чтобы получить аляповатый стикер или импортную жвачку в яркой упаковке. Но почему же так получилось, почему советские люди коршуном бросались на все иностранное, наплевав на гордость, самолюбие, патриотизм и благоразумие, несмотря на постоянную промывку мозгов и на многолетние усилия Коммунистической партии воспитать так называемого человека «новой формации»?
Кто-то из обыкновенных граждан, живших в то время, мог сказать, что мол аналогичные советские товары, по сравнению с западными аналогами, были очень низкого качества и имели непривлекательный, говоря современным языком, дизайн. И он будет несомненно прав. Ведь советские товары, имея унылую внешность, часто отказывались служить своему прямому предназначению. Советские, например, телевизоры или стиральные машины часто ломались и их починка требовала времени и немалых денег, у пальто, допустим, могли быть кривые швы и неровно сделанные петельки для пуговиц, у обуви в самый неожиданный момент могла отклеиться подошва, у стола, положим, или стула, ножки могли быть разной длины, ну и так далее. Так что аргумент насчет внешнего вида и качества западных товаров является достаточно веским.
Кто-то, допустим, из высокопоставленных и ответственных товарищей тех лет, с державным металлом в голосе мог возразить, мол качество и привлекательность вторичны, главное то, что чем большим количеством «иностранного» обладал советский человек, тем выше был его общественно-социальный статус и такой человек мог свысока поглядывать на своих «не фирменных» собратьев. И этот возражающий также будет прав на все сто процентов. Ведь действительно, человек, имеющий «забугорную» обстановку в квартире, импортную бытовую технику, одежду, ну и все такое, сильно выделялся среди других сограждан, он вел другой образ жизни и мог чувствовать себя эдаким «суперменом» среди замороченных социалистическими реалиями граждан. Естественно, что большинство «суперменов» были из когорты таких же «ответственных товарищей», что и наш виртуальный возражающий. Так что аргумент некоего «превосходства над остальными» также имеет право на существование.
Кто-то третий, какой-нибудь бывший ветеран-вохровец или сталинист со стажем, верноподданно прогавкает, мол зажрался советский человечек, с жиру, вражина, бесится, денег ему, недобитку, девать некуда, товарища Сталина на него нет, он таких пачками к стенке ставил! И с этим аргументом тоже нельзя не согласится, ведь товарищ Сталин действительно был большим мастером «ставить к стенке», в том числе «безродных космополитов» и «низкопоклонцев перед Западом», недаром ведь говорили, что при Сталине жизнь советского человека висела на кончике хозяйского уса. Хотя, с другой стороны, «зажрался», «с жиру бесится» и «денег девать некуда» - понятия очень относительные. Я не представляю, как можно сравнить советского человека и, например, американца, в том смысле, что как сопоставить необходимое количество «взбесившегося жира» для того или другого, или сколько денег нужно тому или другому, чтобы их девать было некуда? Но тем не менее аргумент про товарища Сталина также нужно принять во внимание, так как в описываемое время за ношение джинсов к стенке уже не ставили и у народа почти прошел липкий страх перед государством, страх из 30-50-х годов прошлого века.
Поэтому мне кажется, что возможен еще один вариант, который не противоречит первым трем, но наоборот, включает в себя вот эти изначальные три варианта, и одновременно, является неким самым «главным» вариантом. Для понимания этого варианта мы должны из нашего бренного мира ненадолго перенестись в таинственный мир метафизики и попробовать сравнить советское государство с человеческим организмом. В 1981 году Советскому Союзу исполнилось 64 года. Если взять по человеческим меркам, то такой возраст конечно же не является возрастом старика. Но и молодым, полным сил человеком, его тоже не назовешь. Состояние организма в этом возрасте во многом зависит от отношения хозяина к собственному здоровью. В возрасте «слегка за шестьдесят» у человека, не следящего за своим здоровьем, начинаются небольшие перебои в работе организма, потом эти перебои становятся все длительнее и происходят все чаще, появляется одышка, шалит сердечко, потихоньку поднимается давление… В общем, человек начинает стареть ускоренными темпами. И, по странному совпадению, точно такое же «старение» происходило с государством рабочих и крестьян. Ведь оно, государство, пристально следя за своей «внешностью» (что тоже получалось, честно говоря, не очень), полностью игнорировало поддержание собственного «здоровья». С каждым днем советская экономика все больше и больше замедлялась, работая вхолостую, оборудование на заводах, частично купленное в 30-х годах в США, частично вывезенное в качестве трофеев из Германии после войны, потихоньку начало ломаться и отказывать, земля, угробленная всевозможной сельскохозяйственной химией и колхозной системой, родила все менее и менее богатые урожаи, товаров производилось все меньше и меньше, качество производимого становилось все хуже и хуже, а люди повсеместно работали спустя рукава, при этом еще и подворовывая у государства при первой возможности. Вот эти самые люди, своеобразные частички огромного государственного организма, все больше и чаще начали выходить из повиновения «головному мозгу». Они уже не думали о «построении коммунизма в отдельно взятой стране» и о всеобщем благе, но все чаще в них просыпались «частнособственнические и мещанские» инстинкты, мысли были направлены на такие приземленные вещи, как «где купить еды?», «как выделить из нищенской зарплаты деньги на обувь ребенку?», «что делать, если государство даст квартиру лет через 10-15, а уже сейчас три поколения одной семьи живут в двухкомнатной квартире?», ну и так далее. Или, как сказал бы наш суровый и немногословный ветеран-вохровец:
- Совсем людишки страх потеряли!
Поэтому не удивительно, что для очень многих жителей СССР товары с Запада стали неким символом, и далее – мечтой о совершенно другом образе жизни, жизни, в которой нет замполитов и парторгов, где не нужно было по принуждению ходить на всевозможные собрания и демонстрации, где за свою работу можно было получать настоящие деньги, а не разрисованные бумажки с портретом основоположника, за которые невозможно было что-либо купить, то есть к такой жизни, которая советскому человеку и не снилась. А чего не отдашь за осуществление своей, пусть даже и несбыточной, мечты! Таким образом, все эти символы и мечты вкупе с немногочисленными письмами от родственников и знакомых, эмигрировавших на Запад, где они скупо описывали реалии «той», не советской, жизни, окончательно подорвали веру людей в свое государство. Такое положение вещей, а также множество других причин и факторов, свойственных исключительно стране победившего социализма, привели к тому, что в 1991 году, в возрасте 74 лет, СССР накрылся медным тазом, то есть попросту умер. Хотя 74 года для государства – это не возраст. Но все знают, что ранняя смерть может настичь любого человека - а теперь мы знаем, что не только человека, - пренебрегающего здоровым образом жизни и здравым смыслом.