В 2010 году американские избиратели отреагировали на чрезмерные полномочия администрации Обамы, передав республиканцам контроль над обеими палатами Конгресса. У администрации Обамы были большие планы. Как и у республиканцев в Конгрессе. Обе стороны потерпели неудачу, и не только из-за противодействия своих оппонентов.
Республиканцы, ограниченные тем, что у их избирателей разыгрался здоровый аппетит ко всему бесплатному (как и у избирателей-демократов), не смогли выдвинуть жизнеспособную альтернативу. Они отменили некоторые статьи АСА, но не смогли продвинуть собственную программу действий по здравоохранению.
Демократы, ограниченные тем, что у их избирателей разыгрался здоровый аппетит ко всему бесплатному (как и у избирателей-республиканцев), сделали не меньше республиканцев для замедления АСА, отказавшись воплотить в жизнь меры по его финансированию.
Демократы несколько лет жаловались на то, что консерваторы называют их «социалистами», а затем поддержали всем известных социалистов – сенатора Берни Сандреса и конгрессвумен Александрию Окасио-Кортес. Барак Обама, пришедший к власти на волне критики расходов администрации Буша на войну с терроризмом, быстро смирился с военными расходами и даже увеличил их, расширив использование беспилотников и по какой-то причине начав убивать американских граждан.
Война в Ираке как бы завершилась в 2010 году. На самом деле правительство США так и не смогло достичь конечных целей ни в Ираке, ни в Афганистане, несмотря на огромное количество затраченных усилий. Американцы погибали в Ираке каждый год после завершения военных операций в 2010 году. Только при администрации Трампа там погибли 50 американцев. Президент Обама пришел к власти, осуждая доктрину Буша и практику его администрации, но так и не смог сформулировать четкую альтернативу. Президент Трамп продолжил невнятные традиции администрации Обамы. В результате межпартийной борьбы в США ближневосточная политика страны – да и в целом международная политика, проводимая двумя этими президентами, представляющими две основные партии – привела к тому, что и наши враги, и наши союзники начали сомневаться в решимости Америки.
В первом квартале 2010 года общая сумма федерального долга составляла $12,8 трлн; сегодня она почти в 2 раза больше - $22,7 трлн. По отношению к ВВП она выросла с 87% до 105%. Социальные программы так и не были реформированы, так как и Обама и Трамп не хотели предпринимать важные шаги в этом направлении.
В начале десятилетия в Атланте учителей и директоров общественных школ приговорили к тюремным срокам за обман во время проведения стандартных экзаменов. В конце десятилетия знаменитости и их сообщники попали в тюрьму за подкуп и мошенничество, пытаясь протолкнуть своих детей в элитные (а иногда и просто приличные) колледжи. Плата за обучение в колледже «взлетела» в 2010 году, в последние дни 2019-го она все еще парит в поднебесных высях. К слову, реформы не добрались и до системы образования.
В отношении реформ уходящее десятилетие было периодом упущенных возможностей. Зато мы услышали множество странных, удивительных выступлений. И внезапно получили президентскую страницу в Твиттере, которую каждый день читают не только журналисты, но и обычные граждане. А еще у нас были мемы и скандалы, разъяренные толпы, неонацисты, проснувшийся социализм и, по большому счету, малоэффективное правительство.
Это было нездоровое десятилетие. И возможно, даже глупое.