Широко известные мультфильмы поощряют социальное неравенство и формируют у детей нереалистичные представления о мире, заявляют ученые из Университета Дьюка (США).
К такому выводу социологи пришли, подведя итоги исследования, посвященного знаменитым мультипликационным фильмам. Они посмотрели 36 картин, в том числе снятых на студиях «Дисней» и «Пиксар», без ограничений по возрасту, собравших в прокате 100 млн долларов по состоянию на 1 января 2014 года.
Из 67 главных героев мультфильмов 38 оказались представителями высшего и среднего социальных классов, 11 персонажей — рабочего класса и только 3 (то есть всего 4% от общего числа) были бедными. Таким образом, заключают исследователи, в мультфильмах социальные слои представлены неравнозначно.
Что же касается героев — выходцев из низших социальных слоев, например Золушка, Белоснежка и персонажи мультфильма «Тачки» (первая часть вышла на экраны в 2006 году), — они неизменно оказываются вознаграждены за упорный труд и добрые дела. В результате персонажам больше не приходится, говоря условно, мыть полы, мир богатых людей открывает перед ними двери, и все довольны и счастливы.
По словам руководителя исследования, социолога Джесси Стрейб, тема социального неравенства очень важна, но в мультфильмах все представлено так, будто «бедность не играет особенной роли. Каждый, кто хочет чего-то добиться и при этом честолюбивый, хороший и имеет определенные амбиции, может достичь успеха. Но очевидно, что мир устроен несколько иначе».
В качестве примера исследователи приводят историю Аладдина, бездомного юноши, знакомящегося с принцессой Жасмин. Вероятность того, что подобное случится в реальности, крайне низка, подчеркивают социологи. И добавляют, что популярные мультфильмы плодят и подпитывают мифы вокруг социального неравенства. При этом ученые не отрицают, что вряд ли люди захотели бы увидеть «действительно честный» мультфильм.
Источник