РАССЛЕДОВАНИЕ WADA В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ SLON MAGAZINE:
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало результаты двухмесячного расследования о применении запрещенных препаратов в российском спорте. Основной вывод: Министерство спорта России при поддержке ФСБ и Центра спортивной подготовки сборных команд выстроило систему подмены проб и фальсификации результатов тестирования российских спортсменов. Slon Magazine описывает главные факты, приведенные в докладе.
Как рассказал инспекторам ВАДА бывший глава Московской лаборатории Григорий Родченков, Федеральная служба безопасности принимала прямое участие в программе по сокрытию положительных допинг-проб. В 2006 году, когда Родченков возглавил лабораторию, ему был присвоен оперативный псевдоним Куц (вероятно, в честь бегуна Владимира Куца – Родченков также был стайером).
В докладе подробно описана подмена допинг-проб во время зимних Олимпийских игр в Сочи. В региональном управлении ФСБ было организовано хранилище заранее собранных «чистых» анализов мочи российских спортсменов. За подмену отвечал офицер по имени Евгений Блохин. По мнению Родченкова, он участвовал в разработке способа вскрывать контейнеры с мочой так, чтобы их можно было затем снова запечатать.
О процедуре подмена проб уже рассказывалось в материале New York Times. В ночь после сдачи анализов сотрудник Сочинской лаборатории через дыру в стене передавал нужные пробы Блохину (числится в реестре сотрудников как инженер-водопроводчик). Тот осторожно вскрывал контейнеры и заменял содержимое на мочу из хранилища ФСБ.

Для проверки слов Родченкова ВАДА запросило в Лозаннской лаборатории 95 контейнеров с мочой российских спортсменов, указанных в списках на подмену проб. Из них случайным образом отобрали 11 контейнеров для подробного изучения. Во всех случаях на контейнерах обнаружили царапины на внутренней стороне крышки, что говорит о возможной подмене мочи.
ВАДА удалось доказать, что в отдельных случаях в пробах одного и того же российского спортсмена на самом деле содержится моча разных людей. Для этого был проведен анализ ДНК мочи, которая хранится в Лозанне.
Выявлены как минимум три спортсмена, у которых в моче присутствует чужая ДНК. И во всех этих случаях контейнеры из хранилища имели признаки несанкционированного вскрытия.
Комиссия ВАДА выяснила, что в России была разработана специальная система фальсификации результатов допинг-проб, когда сами пробы не удавалось подменить. Она была целиком реализована на базе Московской антидопинговой лаборатории, где все взятые на территории России пробы проходили предварительное исследование. Предполагаемая пошаговая схема работы системы:
В анализе спортсмена обнаружены признаки запрещенного вещества.
Сигнал об этом поступает из лаборатории к посреднику в одно из ведомств Минспорта.
Посредник через Российское антидопинговое агентство по номеру пробы выясняет имя спортсмена.
Дело спортсмена и результат пробы передают замминистра спорта Юрию Нагорных.
Нагорных отвечает кодовым словом: СОХРАНИТЬ или КАРАНТИН.
СОХРАНИТЬ – антидопинговая лаборатория не проводит детальный анализ пробы, она заносится в международную систему ADAMS как отрицательная, во внутренней системе положительный анализ исправляется.
КАРАНТИН – проба обрабатывается в соответствии с международными стандартами, то есть проводится полное исследование с занесением всех результатов во все системы.
Особо отмечается, что эта методика применялась как к российским, так и к зарубежным спортсменам. Ведь лаборатория знала только номер пробы, но не имя атлета. Расследование показало, что для россиян в 54% случаев принималось решение СОХРАНИТЬ, то есть «спасти» спортсмена. Иностранцев по тем или иным причинам «сохраняли» только в 12% случаев.
Проверка архивов ADAMS показала, что с 2012 по 2015 год таким образом были сфальсифицированы 643 положительные пробы на различных соревнованиях.

По итогам доклада ВАДА официально призвало все спортивные организации исключить российских атлетов из всех соревнований, включая Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Окончательно решение по допуску к Играм, которые начнутся 5 августа, будет принимать Международный олимпийский комитет. Ожидается, что решение последует в ближайшие дни.