"Двойное убийство" - Александр Гончаров

"Двойное убийство" - Александр Гончаров

В МИНФИНЕ ВООБЩЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОНИ УБИЛИ РЫНОК МУНИЦИПАЛЬНЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ?

Всем доброго понедельника последней рабочей недели уходящего 2022 года. Зачем пишу на такие сложные темы? В первую голову для того, чтобы попытаться трансформировать финансовое мышление властей и налогоплательщиков в условиях войны.

И пока экономическая грамотность, прежде всего, «наверху» оставляет желать лучшего, то для любознательных кратко напомню, что долговые ценные бумаги, т.е. облигации, бывают разные: государственные, муниципальные, корпоративные и еврооблигации. Также есть краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет) и бессрочные (срок их погашения не устанавливается).

В этом 2022 году Минфин разместил или продал только Нацбанку государственных облигаций (ОВГЗ) на рекордную сумму в 400 млрд грн! Схема простая: НБУ дает деньги украинским банкам, а банки на эти деньги покупают ОВГЗ, тем самым финансируя госбюджет - это называется «печатный станок». Ну, а в следующем 2023 году по заверению главы НБУ Андрея Пышного, украинские власти в соответствии со взятыми обязательствами перед МВФ и западными партнерами, обещают полностью свернуть работу «печатного станка».

     Так что впредь нашим финансовым властям придется либо придумать, как стимулировать спрос на ОВГЗ со стороны банков и финансового рынка в целом, например, еще выше поднимая и так рекордную доходность гособлигаций, либо находить иные источники наполнения госбюджета. А средства в следующем 2023 году потребуются огромные.

     Причем, речь не только о покрытии текущих бюджетных потребностей Украины, но и о погашении старых выпусков ОВГЗ. Вот и в ближайшее время Минфину предстоят выплаты в рамках погашений по гособлигациям: 29 декабря этого 2022г. — 352,5 млн долл США и уже 11 января 2023г. — 7 млрд гривен. И всякий раз платить надо много, и неизменно – из карманов терпеливых украинских налогоплательщиков.

     Если в январе наступающего 2023 года не будет включен «печатный станок», то вполне вероятно, что нашим финансовым властям придётся распродавать резервы НБУ, или же продавать часть полученной международной макрофинансовой помощи под платежи по госдолгу.

     А как же поживает в этих условиях наш корпоративный сектор и что будет с бюджетами украинских городов, когда «печатный станок» остановится? Судите сами. «Нафтогаз Украины» планирует в начале 2023 года договориться с собственниками еврооблигаций об их реструктуризации - это выпуск на 350 млн долл США 2022г. и 500 млн долл США 2026г. (относительно выпуска 2024г. уже договорились о реструктуризации). Вроде бы и «Укрзалізниця» договорилась об отсрочке выплат по евробондам на 895 млн долл США.

     Но где брать деньги для обслуживания корпоративных облигаций тому же «Нафтегазу», разместившему еще в ноябре 2019 года 7-летние еврооблигации на сумму 500 млн долл США со ставкой 7,625% годовых, 5-летние еврооблигации на 600 млн. евро со ставкой 7,125% годовых и 3-летние еврооблигации на 335 млн. долл США со ставкой 7,375% годовых. То есть нам ждать в 2023 году очередного повышения цен на энергоресурсы и тарифов ЖКХ?

     А отсрочка по выплате – это не списание долга. Чтобы в перспективе рассчитаться по долгам, наши предприятия и корпорации должны получать финансирование на выполнение производственных задач, чтобы получить прибыль в будущих периодах. Однако, несмотря на войну и колоссальные разрушения инфраструктурных объектов, Минфин и НБУ по-прежнему живут в своей реальности, в которой структурной трансформации и восстановления украинской экономики быть не может.

     Будучи под жестким контролем МВФ и оперируя в аналогичной парадигме, их интересует лишь поддержка долгового рынка с максимально возможным запретом инвестиций в реальный сектор. И сколько еще это будет продолжаться?

     А ведь можно при запуске новой Инвестиционной стратегии удержать и украинский долговой рынок, и привлечь в реальный сектор длинные инвестиционные деньги. Тем более, что Международная финансовая корпорация уже включила «зеленый свет» для вхождения на наши рынки стратегических инвесторов, приняв решение о выделении 2 млрд долл США на поддержание украинского бизнеса.

     Наконец, пора нашим финансовым властям понять прописную истину: когда мы привлечем инвестиционные деньги, украинский рынок не будет падать – в этом ему поможет высокая ликвидность. И у людей появится реальная надежда на лучшее.