Между тем, как люди воспринимают свои уязвимости, и тем, как их интерпретируют другие, существует огромное несоответствие. Мы склонны думать, что из-за уязвимости мы кажемся слабыми, никчемными и ущербными. Но когда другие видят нашу уязвимость, они могут отнестись к этому совсем иначе. В недавних исследованиях этот феномен называется «эффект прекрасного хаоса». Он предполагает, что мы не должны бояться раскрыться - по крайней мере, в некоторых случаях.
Исследователи - Анна Брук, Сабина Шолль и Герберт Блесс из Мангеймского университета в Германии - нашли доказательства «эффекта прекрасного хаоса» в шести исследованиях с участием сотен участников. Вдохновленные работой Брене Браун, профессора Высшей школы социальной работы Университета Хьюстона, которая пропагандирует важность уязвимости в своих книгах, Брук и ее коллеги определяют уязвимость как готовность эмоционально раскрыться перед другим человеком, невзирая на страхи и риски. В своих исследованиях команда попросила участников представить себя в самых разных неловких ситуациях - например, признаться в любви своему лучшему другу, первым извиниться перед любимым человеком после ссоры и рассказать о допущенной ошибке коллегам на работе. Представляя себя в таких ситуациях, участники были склонны полагать, что проявление слабости сделает их слабыми и глупыми в чужих глазах. Но, представляя в таких ситуациях кого-то другого, они с большей вероятностью описывали проявление уязвимости как нечто «желаемое» и «позитивное».
Результаты, опубликованные в Journal of Personalityand Social Psychology, совпали с выводами Браун в ее качественном исследовании о том, что уязвимость делает нас более человечными. «Мы любим видеть грубую правду и открытость в других людях, - пишет Браун в своей книге Daring Greatly, - но мы боимся позволить им увидеть это в нас».
Объясняя эту разницу, Брук и ее команда изложили теорию о том, как обрабатывает информацию человеческий разум. Когда мы думаем о нашей собственной слабости, она становится более конкретной и реальной, потому что мы так к ней близки. В таком увеличенном ракурсе наши недостатки более очевидны. Но уязвимости другого человека представляются более отдаленными и абстрактными.
Другие исследования в целом подтверждают мнение, что люди склонны восхищаться уязвимостью в других. Когда люди проявляют уязвимость в учебе или на работе, например, обращаясь за советом и помощью, они кажутся более компетентными в глазах своих учителей и руководителей, а открытость в личных отношениях может даже увенчаться взаимной любовью. Но бывают случаи, когда уязвимость может иметь неприятные последствия.
Реакция на чью-то уязвимость в значительной степени зависит от того, какого мнения придерживаются окружающие об этом человеке. Если до обнажения своей «ахиллесовой пяты» он кажется сильным и способным, ему сочувствуют; уязвимость является очеловечивающей, как в тот раз, когда Дженнифер Лоуренс споткнулась перед получением награды за лучшую женскую роль на «Оскаре» 2013 года. Но если человек компетентным не кажется, слабость отталкивает.
Этот эффект может быть особенно заметен на рабочем месте. Если вы изначально не заработали репутацию человека знающего и способного, демонстрация уязвимости может подорвать наш авторитет. Чрезмерная откровенность в новой рабочей обстановке (например, жалобы на то, как вы прошлой ночью не выспались, сидя у постели больного ребенка) может сделать вас жалкими и неуравновешенными в глазах свежеиспеченных коллег.