Если нет явных противопоказаний - вакцинируйтесь. Это может спасти не только вашу жизнь

По просьбам трудящихся, дорогая редакция в лице меня перелопатила вагон макулатуры на тему иммунитета, вирусов итп, и готова поделиться умозаключениями. Итак, на счет “надо ли приравнивать переболевших к вакцинированным”? К сожалению, однозначного ответа я дать не могу, и я как сумею, поясню, почему, а вы уже потом сами можете взвесить за и против. Сразу предупреждаю: текст делает кучу упрощений ради читаемости и понятности написанного, потому прошу великодушно простить ученых, изнасиловавших журналиста. Это не со зла.

Для начала, давайте про вирусы и их механизмы работы. Прежде всего: вирусы не являются живыми существами. Это - упакованные в белковое средство доставки фрагменты ДНК/РНК, которые занимаются тем, что пытаются цепляться ко всему подряд, и ввести свой генетический материал в клетку-жертву. Делают они это для того, чтобы запрограммировать ее воспроизводить новые фрагменты ДНК/РНК со средствами доставки, и таким образом повторить “жизненный цикл” вируса. Когда клетка исчерпывает свои ресурсы, или когда вируса становится слишком много, оболочка лопается, новая порция вирусов попадает в окружающую среду, и процесс повторяется.

“Под капотом” это выглядит примерно так: у каждой клетки в организме наружу торчат молекулы белков, которые позволяют ей взаимодействовать с окружающей средой. Например, получать или отдавать питательные вещества, получать или принимать химические сигналы от соседей итд итп. Вирус, в свою очередь, обладает белковым “ключом”, позволяющим прицепится к подходящему “замку”, и открыть его. То есть, по сути, вирус - это белковая отмычка с пакетом внутри, которая болтается себе без дела, пока случайно не прилипает к подходящей клетке. Если ключ подошел, вирус впрыскивает содержимое в клетку, и запускает процесс синтезации новых вирусов. Если не везет, и ключ не подошел - вирус отправляется дальше, пока со временем разрушается. Да, вирусы не живут вечно: например, потому, что его структура не очень-то и прочна, или потому, что его разрушают другие вирусы. Да-да, в микромире идет свой нон-стоп война всех со всеми. И чтобы понимать ее масштабы: в одном миллилитре воды вполне помещается более ста миллионов вирусов. И все они пытаются “переписать” друг друга, бактерии и все живое.

Вся эта война плюс неизбежные случайные мутации (например, клетка “ошибается”, и слегка меняет “рецепт” воспроизводимого ею вируса) означают, что “начинка” вирусов постоянно меняется, они мутируют и видоизменяются. Ну а учитывая их просто колоссальное количество, даже одна мутация на миллион - это уже много, и именно это делает борьбу с ними такой занозой в седалище.

Как же наш организм защищается от подобной заразы? У организма против вирусов есть сразу несколько “линий обороны”, действующих как бы независимо, но дополняющих друг, и перекрывающих большинство возможных вариантов.

Первая - это цитотоксические клетки. Это - группа клеток, цель которых состоит в том, чтобы убивать себе подобных. Например, цитотоксические Т-клетки постоянно курсируют в организме и “щупают” собратьев белковыми рецепторам. Если рецептор замечает белки, соответствующие знакомым организму вирусным маркерам, Т цитотоксическая клетка выпускает специальные вещества, запускающие в зараженной клетке процесс самоуничтожения. Некоторые вирусы “научились” обходить эту защиту, пряча свои белку внутрь клетки. Но для этих хитрожопых ребят, у организма есть NK (Natural killer) клетки, которые заметив другую клетку с аномально низким количеством белков на внешней оболочке, точно так же атакует ее и убивает.

То есть на самом фундаментальном уровне, организм занят уничтожением зараженных тканей. Когда возможность организма убивать инфицированные клетки превосходит возможность вируса к репликации, организм побеждает болезнь. Если этого не происходит - жить будете плохо, но не долго.

Вторая линия защиты - зараженные клетки активно помогают иммунитету обнаружить себя. Они испускают интерферон - особые небольшие белки, мешающие репликации вируса и до кучи сигнализирующие, что, мол “я тут, я заражен!”. Соседние клетки тогда начинают активно “выставлять наружу” больше белков-идентификаторов, чем “подсвечивают” цель для атаки цитотоксическим клеткам.

Третья линия обороны - организм вырабатывает антитела - специальные клетки, которые заняты тем, что цепляют на себя вирусы, но при этом не подвержены их воздействию. Эти же клетки могут запускать процесс агглютинации - когда вирусы “слипаются” в комок, с которым проще расправиться. Ну и, наконец, они банально могут уничтожать собранные вирусы в процессе фагоцитоза - то есть тупо поедают их, разрушая либо вирус вообще, либо его оболочку без которой он не опасен.

Также в процессе эволюции многоклеточные организмы обзавелись способностью “обучать” иммунитет, когда единожды встреченный патоген вызывает более активный отзыв иммунитета, чем неизвестный. Собственно, возможность организма быстро распознать заразу и запустить выработку соответствующих антител и прочих контрмер, мы и называем “иммунитетом к болезни”. Это не значит, что мы волшебным образом игнорируем патоген. Это значит, что попав в наш организм, он получает залп “из всех орудий”, и успевает заразить минимум клеток, если успевает вообще… Но только если попало относительно мало возбудителя и если иммунитет во всеоружии.

Проблема, однако, в том, что держать “defcon 1” без надобности наш организм бесконечно не может и не хочет. “Высшая готовность” - это очень, очень дорого в плане ресурсов, и потому как только инфекция устранена, организм начинает выходить из состояния “всегда готов” в состояние “как всегда”. Это не значит, что иммунитет совсем все забывает, но активной обороны становится совсем чуть-чуть, а информацию о “вторжении” иммунная система сохраняет в различных клетках памяти (их там несколько для разных ситуаций). Когда враг вновь стучит в наши двери, организм “будит” нужные клетки, сразу начинает активно размножать соответствующие клетки антител итп. Это, правда, все равно занимает несколько дней или даже недель.

Вакцины же для иммунитета являются чем-то вроде маневров, когда враг условен, а цель - научится воевать, чтобы выжить при реальном столкновении. Они могут быть разных типов - от тупо “покрошенных” в винегрет вирусов до продвинутых векторных вакцин, суть, однако, остается той же: ваш организм должен “запомнить” белки из которых состоит вирус, и научится их распознавать и уничтожать И сам вирус И зараженные клетки благодаря этим знаниям. Это если вакцина от вирусной инфекции. Если это бактерии или токсины, то там уже немного иные механизмы обучения, но суть - та же.

Проблема естественного иммунитета, равно как и прививочного состоит в том, что он со временем “изнашивается” особенно если контактов с реальным патогеном - мало или вовсе нет. Более того, из-за общей сложности самой иммунной системы, запоминание возбудителя и выработка устойчивой реакции на него - вопрос сугубо вероятностный, и стопроцентных гарантий нет и быть не может. Ни с вакциной, ни с естественным иммунитетом. И это не говоря уже про иммунитет от различных штаммов - если белок, который “запомнил” ваш организм видоизменится в новой модификации вируса, то и иммунитет будет бессилен, либо значительно менее эффективен.

Таким образом что же можно сказать в ответ на вопрос “надо ли колоть вакцину переболевшим”? Вероятно, прям вот сразу - нет. Но в целом колоть бустеры как вакцинированным, так и переболевшим выглядит как самая оптимальная стратегия. Самый лучший вариант, конечно - это измерять уровни антител, и в зависимости от него принимать решение. Проблема, однако, в том, что это тяжело сделать на коленке за минуту, потому выглядит так, что проще колоть всем с определенным периодом.

Ну и главное: никакой иммунитет не является абсолютным. При получении большой дозы возбудителя одномоментно, сбой получится даже у человека с высоким уровнем антител. Он тоже заболеет, хотя и перенесет болезнь легче (если, опять же, это - знакомый вашему иммунитету штамм). Это значит, что от вакцинации не будет толку в обществе, где вакцинировано меньшинство. Стада инфицированных баранов все равно рано или поздно ушатают этот иммунитет - ресурсы любого организма не бесконечны.

Потому если явных противопоказаний нет - вакцинируйтесь. Это может спасти не только вашу жизнь.

New Йож Times