Детство нам дано для того, чтобы подготовиться ко взрослой жизни. И ребенок всегда будет больше ценить тех родителей, которые научили его побеждать, а не тех, кто подарил ему безусловную и безмерную любовь. Непривычная точка зрения на воспитание, верно? И тем не менее в ней есть рациональное зерно, которое мы, родители, часто упускаем.
Феномен китайской мамы
Американка китайского происхождения Эми Чуа, выпускница Гарварда и профессор Йельского университета, вышла замуж за профессора Джека Розенфельда, блестящего знатока права. У нее родились две дочери, София и Лулу.
Эми договорилась с мужем о том, что девочки будут иудейками по вероисповеданию и китаянками по воспитанию. И стала воспитывать девочек по-китайски — в абсолютном послушании родителям, под девизом: "Будьте первыми, иначе вообще нет смысла быть!" Через восемнадцать лет она написала книгу, в которой изложила свои взгляды на воспитание. Американцы пришли от них в шок, а книга стала бестселлером.
Эми уверена, что родители должны позаботиться о том, чтобы таланты детей, которых они родили, были раскрыты, а сами дети готовы к борьбе за первенство. Она следила, чтобы ее дети не тратили время зря — не торчали у телевизора и у компьютера, не встречались с другими детьми для игр.
Они должны были получать только пятерки по всем предметам. Когда одна из дочек заняла на математическом школьном конкурсе второе место, проиграв кореянке, Эми заставила ее всю ночь решать задачи.
Лулу училась играть на скрипке, София — на пианино. Эми не признавала никаких "Не хочу!" и хвалила детей только за хорошо выполненную работу.
Однажды четырехлетняя Лулу подарила ей на день рождения, за праздничным столом, небрежно нарисованную картинку. Эми сказала: "Это мусор! Ты могла бы истратить на работу над ней больше времени!"
Все гости были в шоке — как такое можно сказать ребенку, который "хотел порадовать маму!". А Эми ответила: "Девочка мало старалась". Она уверена, что надо вознаграждать не за благие намерения, а за отличный результат.
Плоды тигриного воспитания
Старшая дочка, восемнадцатилетняя София, выдающаяся пианистка, удостоилась чести выступать в Карнеги-холле. А нынешней весной она поступила в Гарвард, как мама и папа — на факультет юриспруденции. Младшая, пятнадцатилетняя Лулу, отказалась играть на скрипке. Но она — отличница по всем школьным предметам. Муж Эми доволен методом воспитания дочек и во всем поддерживает жену.
Однажды Лулу не хотела выполнять приказание мамы. И Эми сказала: "Уходи из дома, мне такая дочка не нужна". Они стояли у двери, открытой на зимнюю улицу, пока Лулу не окоченела.
Эми пишет: "Я поняла, что недооценила собственного ребенка. Она скорее замерзнет насмерть, чем сдастся. Мне пришлось срочно менять курс и заманивать дочку в дом. Через некоторое время Лулу лежала в теплой ванне и пила горячий шоколад с зефиром. Но и Лулу недооценила меня. Я заново вооружилась и наметила новую линию фронта. И она не была к этому готова".
И не важно, чего добивалась от дочки Эми — суть в том, что она не отступилась от своей цели и заставила дочку поступать так, как считала нужным.
Как же быть с материнской любовью?
Эми уверена: преуспеть в подобном волевом воспитании ребенка можно только тогда, когда ты по-настоящему сильно его любишь и хорошо понимаешь.
И я думаю, что она права — удобнее всего любить своих детей нерассуждающей инстинктивной любовью: ни к чему не принуждать, ничего не объяснять, а просто вытирать нос, давать игрушку и кормить досыта. Сделает ребенок что попало и как попало, и нерассуждающая мама похвалит его за старание, а то ведь обидится, заплачет, утешать придется. Жалко огорчать его замечанием!
Для некоторых из нас важнее всего на свете оставаться "хорошей мамой" и не вызвать гнева и недовольства своего дитяти. И заодно щадить свои нервы и время: быстренько решить для него задачки, а не объяснять часами непонятное и не уговарить самому найти правильный ответ.
Не все дети одинаково способны. Но все могут быть успешными
Многие скажут: "Можно воспитывать детей "по-тигриному", когда они талантливы с рождения! А что делать, когда ребенок глуповат?"
У родителей Эми Чуа — четверо детей. Три старшие дочки — одаренные, высокообразованнные и успешные. Четвертая — больная болезнью Дауна. Мама занималась с младшей дочкой столь же строго, как и со старшими, по ею самой придуманной программе.
И больная дочка стала чемпионкой мира по плаванию среди инвалидов. Маме надо было понять и прочувствовать девочку, разобраться, что ей нравится и на что она способна. Найти в ней тот талант, который у нее был, и приложить терпение к его развитию. Мама с этими задачами справилась.
И выходит, что соответствующим воспитанием можно любого ребенка, независимо от его талантов, сделать победителем.
В списке десяти самых богатых женщин мира, которые создали состояние собственным трудом (данные журнала "Форбс") — пять китаянок по происхождению. На первом месте среди всех — Ву Янг (Wu Yajun), торгующая в Китае недвижимостью, чье состояние достигает 3,9 млрд долларов.
А не возненавидит ли ребенок суровых родителей?
Как ни странно — ненависть к "тигриным" родителям дети испытывают намного реже, чем к мягким и всепозволяющим. Они склонны винить в своих неудачах не маму с папой, а себя, так как видели, сколько души, сил и средств родители вложили в их воспитание.
А не трудно ли ребенку выдерживать такое напряжение?
Трудно. В США не редкость самоубийства китайских студентов, которые не добились выдающихся успехов в учебе и разочаровали родителей.
Знаменитый китайский пианист Ланг Ланг в детстве опоздал на ежедневное трехчасовое занятие музыкой с отцом. И папа сказал ему: "После такого позора ты должен умереть — у тебя нет выхода!" И протянул ему бутылочку со снотворным, чтобы тот понял — папа не шутит. Мальчик побежал на балкон, а папа крикнул ему вслед что-то вроде: "Ты принял хорошее решение — броситься вниз!" Но не стал сына утешать и удерживать. Инцидент завершился тем, что мальчик постоял на балконе, вернулся, извинился и больше никогда на уроки к папе не опаздывал.
Если хочешь молока...
Дети вполне способны не только играть, но и работать на благо семьи. И они вовсе не лишаются при том счастливого детства. Моя деревенская бабушка расказывала мне, как в пять лет пасла гусей. И ее донельзя радовало ощущение того, что громадные и сильные птицы ей послушны. Она часто повторяла: "Если хочешь молока — надо подоить корову", работала не покладая рук и дала всем своим четверым детям высшее образвание.
Забавно, что аналогичная по смыслу шотландская пословица "Если хочешь молока, иди на пастбище и лови корову!" была любимой присказкой мамы будущего миллиардера Ричарда Брэнсона. Она считала, что работа — занятие, необходимое для всех, без учета возраста. Когда ее муж учился в университете, денег в семье не хватало. Она делала деревянные коробочки для салфеток, которые продавались в больших лондонских универмагах. Дети коробочки раскрашивали и складывали в сарае. Семья сдавала комнаты студентам, и дети убирали помещения и топили печи.
И если папа двенадцатилетнего мальчика проводит конференцию, его сын, знакомый с компьютерами чуть ли не с рождения, вполне способен ему помогать, вместо того чтобы играть в "бродилки" и строить фантастические миры.