ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Украина подписала меморандум с МВФ об отказе от существующей практики регулирования цены на газ для населения и перехода на рыночные методы ценообразования. Это было одним из условий предоставления финансовой помощи доноров. Сейчас правительство чешет голову, как обмануть МВФ и сохранить госрегулирование, которое выгодно всем, кроме населения.

Сегодня на розничном рынке газа действует механизм ПСО (положение о специальных обязательствах), который ограничивает цену продажи газа населению компанией НАК Нафтогаз Украины. Разница покрывается из бюджета. Обязательства перед МВФ состоят в том, чтобы отказаться от ПСО и предложить населению самостоятельно выбирать поставщика газа на бирже.

Отмена ПСО и переход к рынку звучит красиво, но постоянно откладывается. Ведь даже при наличии субсидий долги людей за газ сегодня превысили 25 млрд грн. А вместе с долгами предприятий теплокоммунэнерго получается 70 млрд. При том, что цена на газ и тепло постоянно растет, и населению ее все труднее платить. В отличие, например, от цены за интернет.

--
Для того, чтобы смягчить последствия отмены ПСО, правительство предлагает механизм "поставщика последней надежды" - компанию, которая будет доставлять газ тем потребителям, с которыми из-за долгов не захочет иметь дело ни один другой оператор. Всего на рынке газа сейчас около 500 поставщиков, но все они воюют только за платежеспособного потребителя.

После отмены ПСО любой поставщик сможет разорвать договор с домохозяйством, которое имеет долги за газ. Тогда в течение 60 дней домохозяйство будет получать газ от поставщика последней надежды. Но в течение этих 60 дней нужно будет выбрать нового поставщика. А что будет дальше, если у потребителя нет денег, чтобы погасить долги? Вопрос риторический.

--
Давайте попробуем разобраться, чем регулируемая цена на газ отличается от рыночных цен, например, на мобильную связь и интернет. Почему для подключения к любому монополисту нужно платить взятки и собирать кучу бумаг, а для подключения к мобильному и интернет-оператору достаточно просто поднять руку. И почему первое никак не переходит во второе.

Ведь современные информационные услуги были созданы с нуля, а газовая инфраструктура досталась нам от СССР и затем была передана монополистам. По количеству километров и вложенного труда информационные сети, как минимум, не отстают от газовых. По качеству предлагаемых услуг ушли вперед с советских времен. Единственное отличие - рынок и монополия.

Механизм ПСО - это колея неэффективности, из которой сложно выбраться. Чем больше субсидий, тем выгоднее политикам у власти. Популистам выгодно критиковать правительство за "антинародные уступки МВФ". Монополисту выгодно поднимать цену и не выгодно повышать эффективность, потому что разница при любом раскладе будет оплачена из наших налогов.

--
Сложность выхода из колеи заключается в том, что это никому не выгодно, кроме налогоплательщика. А налогоплательщик пока не ощущает себя таковым. Он ощущает себя получателем субсидий из неких абстрактных "государственных денег". Соответственно, для перехода к рынку недостаточно отмены ПСО. Нужно еже состыковать налогоплательщика с его налогами.

В общем случае эта процедура давно описана. Достаточно дать людям информацию о размере получаемой субсидии и возможность ею распоряжаться, выбирая поставщика услуг. По умолчанию в личном кабинете розничного покупателя все галочки должны стоять так, чтобы для ничего не изменилось. Но если он захочет поменять поставщика, у него появится такая возможность.

Когда на рынке появятся рациональные покупатели, цены начнут снижаться, а качество расти. Вспомните Укртелеком, который когда-то был монополистом на рынке связи. Вспомните, сколько приходилось стоять в очереди на проводной телефон. Сколько стоило поставить телефон без очереди. И сравните с качеством и стоимостью услуг, которые есть сейчас безо всяких субсидий.

Юрий Христензен