Газовая дипломатия: переживем ли мы зиму

Газовая дипломатия: переживем ли мы зиму

Проблемы количества потребления и цены газа в Украине более чем болезненная.

Еврокомиссия, Украина и Россия готовятся к обсуждению нового – уже третьего – «зимнего» газового пакета. Новые-старые условия должны позволить «Нафтогазу Украины» накопить в подземных хранилищах как минимум 17 млрд куб. м газа, а «Газпрому» – получить возможность продать Украине 5–6 млрд куб. м газа в течение октября 2016 – марта 2017 года. Также уже традиционно для Еврокомиссии важна одна цель – избежать любого украинско-российского газового конфликта в зимний период и не допустить кризиса с транзитом газа.

Конфликт «Нафтогаза» и правительства по увеличению запасов газа

Внезапные и поспешные поездки вице-президента Еврокомиссии Мароша Шевчовича в Киев и Москву лишь подтверждают, что «Нафтогаз Украины» и «Газпром» пока не планируют выходить из состояния «холодной войны».

Однако визит Шевчовича в Украину сделал видимым еще один конфликт с участием «Нафтогаза», носящий внутриполитический характер. Во время переговоров с Шевчовичем премьер-министр Украины Владимир Гройсманнеожиданно признал, что заполнить ПХГ необходимо на 17 млрд куб. м: «Мы считаем, что повышение (объемов закачки газа до 17 млрд) – это оптимальный шаг».

31 августа Кабинет министров обязал «Нафтогаз» до 1 ноября 2016 года накопить в ПХГ именно этот объем голубого топлива. Хотя еще с начала лета были известны намерения «Нафтогаза» ограничиться закачкой на уровне 14,5 млрд куб. м, а со стороны правительства не звучало никаких возражений по поводу того, что стране нужно больше этого объема.

В то же время, первый вице-премьер-министр Украины Степан Кубивконкретизировал главную причину повышения плана запасов газа – ожидание холодной зимы. «Данный вопрос действительно рассматривался на заседании правительства и дискутировался, сколько нужно – 17 млрд куб. м (с ориентацией на холодную зиму) или 14 млрд куб. м (с ориентацией на теплую зиму). Рассчитывать необходимо на холодную зиму. Если газ останется, то будет возможность реализовать его позже», – сказал Кубив.

Еще в июле председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев не сомневался, что компания обойдется без дополнительного газа. «Закачка идет каждый день, мы планируем до конца сезона закачки накопить около 14,5 млрд. И по нашим расчетам этого достаточно, с запасом на кризисные ситуации, чтобы пройти следующий зимний период», – сказал он.

Тем самым позиции руководителя правительства – Владимира Гройсмана и министра энергетики – Игоря Насалыка, близких к президенту Петру Порошенко, разошлись с планами руководства «Нафтогаза», которое было сформировано еще во времена первого правительства Арсения Яценюка и по сей день зависит в своих шагах от позиции международных кредитных организаций.

В итоге проблема с запасами газа в ПХГ на 100% повторяет ситуацию в 2015 году. Тогда также в начале сентября премьер Арсений Яценюк заявлял, что запасов в 14,5 млрд куб. м недостаточно: «Ключевой критерий – 19 млрд должно быть на начало отопительного сезона».

Кроме политической причины «газового вопроса», на ситуацию влияет углубление экономического кризиса. В в начале сентября 2015-го в ПХГ было закачано на 2 млрд куб. м газа больше, чем сейчас. И в целом Украина в январе-августе 2016 года сократила импорт природного газа почти в 2,5 раза (на 6,8 млрд куб. м) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 4,8 млрд куб. м. Одной из причин является снижение потребления газа промышленностью на 22% по итогам первого полугодия – с 6 до 4,7 млрд. куб. м. И, собственно, прогноз сокращения потребления газа промышленными объектами в период II полугодия 2016 и I полугодия 2017 годов.

Соответственно, вполне закономерно, что «Нафтогаз» не закачивает значительные объемы газа в ПХГ. Ведь этому газу не гарантирован потребитель, а если газ будет просто «лежать» в хранилищах, то это будет причинять ущерб бюджету.

Собственно, над всеми названными причинами превалирует главная – отсутствие денежных средств у «Нафтогаза». Сам «Нафтогаз» в течение июля-сентября 2016 года полностью использовал $300 млн кредита ЕБРР. И больше у компании нет «живых» денег, которые бы позволили гарантировать стабильную оплату энергоносителя.

В этом контексте вызывает вопросы заявление «Нафтогаза», который в августе оптимистично отчитался о том, что компания за первое полугодие 2016 года получила 21,8 млрд грн прибыли. «В 2016 году в первом полугодии прибыль будет около 21 млрд грн, в целом за год мы ожидаем 16–18 млрд грн прибыли», – утверждает Андрей Коболев. Но эти деньги являются скорее виртуальными, поскольку они получены в рамках общей программы «субсидий-дотаций», а потому использовать их на закупку импортного газа нельзя.

Внешние стимулы для закачки 17–19 млрд кубометров в ПХГ

Однако внутренние проблемы Украины не интересуют ни ЕС, ни Россию. Ведь существует традиционная причина того, что в ПХГ должно быть 19 млрд куб м – это вероятность срыва транзита поставок российского газа в ЕС из-за отсутствия надлежащего давления в системе в зимний период. И то, что этого не произошло в прошлые годы, – заслуга как погодных условий, так и уменьшения потребления газа украинской экономикой.

Объем в 19 млрд куб. м в качестве базового для ПХГ Украины в августе 2015 года также называл еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете: «Хотя ситуация немного лучше, по сравнению с предыдущим 2014 годом, так как начались реверсные поставки из восточной Европы в Украину, особенно через Словакию, Украине по-прежнему нужно заполнить газохранилища минимум до 19 млрд кубометров, чтобы подготовиться к зиме».

О рисках транзита российского газа в Европу через Украину снова заговорил и министр энергетики России Александр Новак: «Опасность есть, и мы это наблюдаем. Мы считаем, что украинская сторона могла бы ликвидировать эту опасность, закупив у «Газпрома» как минимум 2–3 млрд куб. м газа для закачки в подземные газовые хранилища».

Стоит акцентировать внимание на том, что речь идет о 2–3 млрд куб. м только для закачки в ПХГ, а еще примерно 3 млрд куб. м «Газпром» рассчитывает продать «Нафтогазу» в течение зимнего периода.

У ЕС и России есть и экономическое решение для такого объема газа – это кредит Всемирного банка на сумму $500 млн. «Предложение с моей стороны, чтобы после очень хорошей дискуссии сегодня мы попытались совместно обратиться ко Всемирному банку, смогли завершить все необходимые процедуры и гарантировать, что этот кредит в $500 млн будет готов к следующему (2016–2017 гг.) отопительному сезону», – сказал вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович.

О том, что эту позицию разделяют сейчас в правительстве Украины, свидетельствуют слова поддержки кредита Всемирного банка со стороны премьера Гройсмана: «Что касается источников, у нас есть сегодня линия $500 млн со Всемирным банком. Мы объединяем сейчас усилия – Еврокомиссия, Украина, «Нафтогаз», Всемирный банк – для того, чтобы пройти все необходимые процедуры до конца сентября и получить возможности использовать эти средства для закупки газа».

Подобная позиция правительства Украины по кредиту и закачке 17 млрд куб. м свидетельствует о том, что Кабмин координирует свои действия с Еврокомиссией и Россией.

Суммы в $500 млн хватит для того, чтобы закупить у «Газпрома» почти 3 млрд куб. м газа. Если закачка начнется с середины сентября и продлится до конца октября, то «Нафтогаз» сможет наполнить таким объемом газа свои ПХГ даже при нынешнем темпе закачки в 60 млн кубометров в сутки. Также к этому следует добавить продолжение закачки газа за счет реверса с ЕС и собственной добычи. В целом темп среднесуточной закачки должен составить около 100 млн куб. м в сутки.

Но даже при таких условиях в ПХГ будет накоплено только 17 млрд куб. м, а не 19–20 млрд куб. м, что оставляет риски для транзита в случае непредвиденных погодных условий зимой.

Источник