"Где кончается Россия? Или Украина в кольце аннексий" - Виталий Портников

"Где кончается Россия? Или Украина в кольце аннексий" - Виталий Портников

Министерство обороны Великобритании заявило, что Россия предположительно отводит свои войска из Харьковской области. Если выводы подтвердятся, это будет означать, что в Харьковской области оккупантов ожидала та же судьба, что и ранее на севере Украины. России пришлось отвести свои войска из Киевской, Черниговской и Сумской областей после того, как стало ясно, что оккупация самого Киева, Чернигова и Сум требует куда больших усилий.

Харьков россиянам не удается взять вот уже почти 80 дней: атака на этот большой приграничный город началась буквально в первые часы после российского нападения. И если город нельзя завоевать — то какой смысл в оккупации близлежащих сел и пригородов? Однако не будем себя обманывать: отход от Харькова — это лишь частичное поражение, а вовсе не конец войны. Войска, которые отведут от Харькова, могут оказаться на востоке и юге Украины. Сегодня именно война на Донбассе и юге — главная тактическая цель Владимира Путина.

ПРИЧЕМ ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЕННАЯ, НО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

Путин начал войну, чтобы уничтожить Украину — но обосновал вторжение необходимостью «помочь» фейковым «народным республикам» Донбасса и «восстановить их территориальную целостность». Теперь именно это «восстановление территориальной целостности» он может предъявить в качестве промежуточной победы. К тому же приезд в разрушенный Мариуполь Сергея Кириенко, первого заместителя главы администрации президента России и куратора внутренней политики страны, может свидетельствовать не только о «восстановлении территориальной целостности», но и о планах по аннексии территории по крымскому образцу.

Причем речь идет не только о Донбассе. С предложением присоединить к России еще и Херсонскую область обратился один из руководителей оккупационной администрации Кирилл Стремоусов. И хотя пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отметил, что для такого присоединения должна быть обеспечена «конституционная процедура», я нисколько не сомневаюсь: прикажут — обеспечат. Любую процедуру. Ведь эти восемь лет показали, что без связки с Херсонщиной оккупированный Крым не может существовать, никакой мост не заменит полуострову материк.

ГДЕ КОНЧАЕТСЯ РОССИЯ?

Если аннексия украинских регионов действительно состоится, то конфликт между Россией и Украиной окажется в еще большей ловушке, чем в 2014 году. Уже сейчас в конституциях двух стран упоминается одна и та же территория — Крым и Севастополь, а теперь могут появиться еще и Донецкая, Луганская, Херсонская области. И кто сказал, что Путин на этом остановится? И кто сказал, что когда украинские войска начнут освобождать украинскую же территорию — неважно где, на Донбассе или в Крыму — в Москве это не расценят как покушение на территорию России? Потому что если в российскую конституцию записать Донецкую область, то чем она для Путина и российских генералов будет отличаться от Белгородской?

Представители западных спецслужб нередко говорят, что война России и Украины приближается к определению «экзистенциальной». Пожалуй, мы уже приблизились, потому что эту войну легко сравнить со Второй Мировой. Тогда тоже никто не знал, где заканчивалась сама Германия, которая одни оккупированные территории присоединяла к Рейху, другие объявляла генерал-губернаторствами, а третьи — «независимыми государствами».

И сейчас никто не знает где, собственно, заканчивается Россия, которая одни оккупированные территории присоединяет, как Крым, другие объявляет «независимыми государствами» и признает их суверенитет, как в случае с Абхазией или «ДНР», а третьи ожидают «признания» вот уже 30 лет, как Приднестровье. И если четкого правового понимания нет — и понимания возможной реакции российского руководства, как показала история с «признанием» «республик» Донбасса тоже нет, — то любое стремление к восстановлению попранной территориальной целостности оказывается для жертв России самой настоящей «экзистенциальной» войной.