Гениями рождаются или становятся...?

Гениями рождаются или становятся...?

В Музее медицинской истории Мюттера в Филадельфии внимание посетителей неизменно привлекает маленькая деревянная коробочка с 46 предметными стеклами, на каждом из которых располагается срез мозга Альберта Эйнштейна. Она завораживает всех без исключения, хоть и не раскрывает тайну мышления величайшего физика.

Историю человечества творили определенные личности. Леди Мурасаки с ее литературной изобретательностью. Микеланджело с его отношением к искусству. Мари Кюри с ее научной проницательностью. «Гений, – писал немецкий философ Артур Шопенгауэр, – вторгается в свое время, как комета – в круг планет». Только подумайте о вкладе Эйнштейна в физику. Он создал общую теорию относительности, основываясь исключительно на собственных рассуждениях. Только спустя 100 лет человечество выяснило, что он был прав.

Эйнштейн изменил наше понимание законов вселенной. Но наше понимание работы его мозга по-прежнему остается приземленным. И мы по-прежнему не можем понять, чем он отличался от своих не менее выдающихся ровесников.

Философы давно размышляют на тему происхождения гения. Древние греки верили в избыток черной желчи у поэтов, философов и других тонко чувствующих личностей. Френологи пытались вычислить гения по выступам на голове. Краниометристы собирали черепа, измеряли и взвешивали их.

Никто из них так и не смог найти источник гениальности, потому что его просто невозможно найти. Гений слишком неуловим, слишком субъективен, слишком привязан к истории. Но его можно попытаться вычислить путем сведения воедино сложных и замысловатых качеств – интеллекта, креативности, упрямства и простого везения.

Считается, что гениальность невозможна без интеллекта, а интеллект можно измерить. Льюис Термен, профессор Стэнфордского университета, разработал IQ тест и верил, что он поможет отличить гения от обычного человека. В 1920-х гг он начал следить за жизнью и успехами 1500 школьников с уровнем интеллекта выше 140. Спустя сорок лет его команда записала результаты исследования. И выяснила, что наличие интеллекта не гарантирует великих свершений. Многие из испытуемых даже не закончили колледж.

Чарльза Дарвина называли «совершенно обычным мальчиком, с уровнем интеллекта ниже среднего». И все же ему удалось разгадать тайну разнообразия жизни на нашей планете. Появление теории эволюции было бы невозможно без применения креативности, которую не измерить с помощью тестов. Однако творческие люди смогут ее объяснить – до определенной степени. Скотт Барри Кауфман, директор по научным исследованиям Института воображения в Филадельфии, попросил новаторов в своих областях объяснить, откуда у них берутся идеи.

Кауфман узнал, что озарение обычно снисходит в мечтах, в душе, на прогулке. Так как наш мозг продолжает подсознательно обрабатывать проблему, он выдает решение тогда, когда его меньше всего ожидаешь. «Великие идеи не любят, когда на них зацикливаются», – утверждает Кауфман.

Исследователи выяснили, как именно происходят эти вспышки озарения с научной точки зрения. Творческий процесс, говорит Рекс Юнг, нейроученый Университета Нью-Мексико, зависит от динамического взаимодействия нейронных сетей, которые работают сообща и соединяют разные области мозга: правое и левое полушария и особенно области в префронтальной коре.

Джазовая импровизация – лучший пример того, как нейронные системы взаимодействуют во время творческого процесса. Когда джазовым пианистам предложили сыграть известную мелодию, а потом поимпровизировать на крошечном синтезаторе внутри МРТ-сканера, выяснилось, что во втором случае деятельность их мозга «значительно отличалась». Внутренняя сеть, отвечающая за самовыражение, проявила повышенную активность, в то время как внешняя сеть, отвечающая за самоконтроль и внимание, как будто отключилась.

Последние десятилетия ученые занимаются исследованием генов, отвечающих за интеллект, поведение и даже такие уникальные качества, как идеальный слух. Однако сам по себе генетический потенциал не поможет выявить гения. Гения нужно воспитать. Гениальность проявляется в разные исторические моменты и в разных местах, она невозможна без определенного социального и культурного влияния.

Также гениальность невозможна без мотивации и упорства, полагает психолог Анджела Дакворт. Она уверена, что сочетание страсти и упорства побуждает людей к свершениям. Неважно, насколько талантлив человек, он ничего не добьется без дисциплины и силы духа.

Теперь поговорим о продуктивности. Томас Эдисон изобрел фонограф и первую коммерчески успешную электрическую лампу накаливания. Но это всего лишь два из 1000 с лишним патентов, которые он получил в США.

Некоторым гениям так и не дали проявить себя. Долгое время женщины были лишены права получать образование и официально работать. Например, отец Моцарта не позволил старшей сестре Моцарта Марии Анне продолжить блестящую карьеру клавесинистки, когда ей исполнилось 18 лет. Люди, родившиеся в бедности или в условиях гнета, так и не смогли добиться чего-то стоящего, они просто пытались выжить. Страшно представить, сколько гениев или возможных гениев умерли в безвестности.

Если и был человек, воплотивший в себя понятие истинного гения, так это Леонардо да Винчи. Разнообразие его способностей – художественный талант, знание человеческой анатомии, интерес к инженерии – беспрецедентно. Ученые по сей день пытаются найти ключ к его таланту, но безуспешно.

Поиск истоков гениальности, наверное, никогда не завершится. Может, так оно и должно быть. Но что, если нам все же удастся разгадать этот секрет? Тогда – хочется верить – огонек гениальности разгорится во всех людях, а не только в отдельных личностях.