Германия: Между Западом и российским газом

Германия: Между Западом и российским газом

Если в ближайшие несколько недель ситуация в Украине ухудшится, нет полной уверенности, что Германия окажется самым надежным союзником Америки.

Германия препятствует союзнику по Организации Североатлантического договора Эстонии в оказании военной поддержки Украине, отказываясь выдавать разрешение на экспорт оружия немецкого происхождения в Киев, который готовится к потенциальному вторжению России.

В отличие от США, Великобритании, Польши и других союзников, правительство Германии отказалось экспортировать оружие поражающего действия непосредственно в Украину.

По словам эстонских и немецких чиновников, в случае с Эстонией, небольшой страной на северной границе России, Берлин также отказывается разрешить третьей стране отправить артиллерию в Украину, потому что это «оружие было произведено в Германии».

На самом деле гаубицы первоначально принадлежали Восточной Германии, затем Германии, потом их купила Финляндия в 90-е годы. Финляндия и Германия должны дать свое согласие на то, чтобы Эстония отправила их в Украину.

Германия подтвердила свой отказ на отправку оборонительного вооружения в Украину, которое, по мнению Киева, помогло бы стране противостоять потенциальному российскому вторжению. Это произошло в рамках новой мирной политики Германии, направленной на ограничение экспорта оружия и укрепление мира с помощью дипломатии.

Общий тон немецких СМИ - недоумение по поводу того, что иностранцы вообще проявляют интерес к этому трубопроводу «Северный поток-2» («СП-2»). Один из немногих журналистов, который выразил обеспокоенность, - швейцарец Матье фон Рор из издания «Шпигель», который утверждает, что у правящей Социал-демократической партии (СДПГ) есть «проблема России». Это мягко говоря. Дело скорее в том, что часть партии - бывший канцлер Герхард Шрёдер, например - твердо стоит на стороне Путина. Кристина Ламбрехт, министр обороны Германии, одна из многих других политиков СДПГ, которые настаивают на том, что «СР-2» не имеет никакого отношения к политике.

Газовый трубопровод из России на Запад также, по сути, является денежным трубопроводом с Запада в Россию. Ни одна из сторон не может перекрыть поставки другой стороне, не отрезав при этом себя.

Это взаимозависимые отношения, и они помогали поддерживать мир на протяжении десятилетий. Трубопроводная политика была особенно полезна для стран, расположенных между Россией и Германией - и, в частности, для Польши и Украины.

Ключевые маршруты трубопроводов пересекают территорию Польши и Украины. В отсутствие альтернативы Россия не сможет вторгнуться ни в одну из этих стран, не рискуя потерять жизненно важную инфраструктуру экспорта энергоносителей. Это особенно важно для Украины, не имеющей защиты, которой располагают страны-члены НАТО.

Однако Германия подорвала эту стратегическую защиту, сотрудничая с Россией в строительстве газопровода «Северный поток», который проходит через Балтийское море в обход ближайших соседей России. Его строительство было завершено в 2011 году. Совсем недавно - несмотря на растущую агрессию России по отношению к Украине, включая аннексию Крыма – по тому же маршруту завершилось строительство второго газопровода («Северный поток -2»).

Германия продолжает эту политику, несмотря на грозные предупреждения поляков и украинцев. Америка также категорически против - или, по крайней мере, была против, пока администрация Байдена не начала размахивать белым флагом (отличительная черта ее внешней политики).

Одно из проявлений давней двойственности Германии - ее печально известный отказ признать, что жесткая сила является законным и необходимым инструментом дипломатического арсенала. Этот менталитет зародился в искупление нацистского прошлого. Но он уже давно стал удобным предлогом для сокращения военных расходов и невмешательства, когда НАТО необходимо направить войска в зону риска.

К этому фальшивому пацифизму примешивается причудливая русофилия, обычно сопровождаемая тонко замаскированным антиамериканизмом. Этот феномен наиболее силен в политических крайностях - в крайне правой популистской партии «Альтернатива для Германии» и посткоммунистической Левой партии. Обе партии непропорционально популярны в бывшей Восточной Германии.

Но русофилия широко распространена и среди левоцентристских социал-демократов, которые сейчас возглавляют правительство под руководством канцлера Олафа Шольца. Согласно их мифологии, победить в холодной войне удалось не потому, что Запад противостоял «империи зла», а потому, что немецкие социал-демократы инициировали сближение с коммунистическим блоком, то есть с Москвой. Их ритуальное заклинание: поговорите с русскими достаточно долго, и все будет хорошо».

Новый министр иностранных дел Германии Анналена Баербок – член партии «Зеленых». «Зеленые» уже давно, по более общим принципам, испытывают дискомфорт по поводу продажи оружия, а что касается Украины, то Баербок явно выступает за действующее эмбарго.

В последние годы ее партия отошла от своего традиционного антиамериканизма и стала более проатлантической. Во время прошлогодней избирательной кампании она обвинила Россию и Китай в агрессии и потребовала, чтобы Германия твердо встала на сторону Запада. Она также хочет, чтобы «СП-2» остановили.

Но сейчас ее «Зеленые» входят в правительство Шольца и должны сохранять мир. Как Германия ответит на возобновление российского вторжения в Украину, пока неясно. Запад пообещал ответить санкциями. Одной из самых жестких санкций будет отмена «СП-2». Но чтобы сделать этот шаг, «Зеленые» и третий партнер по коалиции, свободные демократы, должны одержать верх над социал-демократами.

Пойдут ли они на это? Скорее всего, нет. Отмена «СП-2» неизбежно приведет к дальнейшему скачку цен на природный газ, поскольку российский газ в настоящее время (цифры меняются от месяца к месяцу) может составлять примерно половину поставок в Германию. Хотя (и это часто упускается из виду на фоне шумихи вокруг газа) у Германии есть и другие источники энергии («лишь» около 15% электроэнергии Германии было произведено на газе в прошлом году), но газ, как сообщает Reuters, имеет решающее значение для отопления домов (он используется примерно в половине немецких домохозяйств) и в некоторых отраслях промышленности.

Как вы уже знаете, в Европе произошел резкий скачок цен на газ, чему, несомненно, отчасти способствовало вмешательство России. В другом сообщении Reuters отмечает, что «цены на энергоносители в Германии в декабре выросли на 69% по сравнению с декабрем 2020 года». Так что отказ от «СП-2» никому не поможет, но больше всего ударит по самым низкооплачиваемым, а они в непропорциональной мере поддерживают СДПГ Шольца.

Шольца также беспокоит вопрос справедливости: США - крупный импортер российской нефти, но они не взяли на себя обязательства прекратить импорт, в то время как Германия, как ожидается, откажется от «СП-2».

Было понятно, что недоброжелательное отношение администрации к внутреннему производству ископаемого топлива в США будет иметь тревожные геополитические последствия (в частности, усиление влияния на Путина и ОПЕК), но становится также очевидным, что оно может повлиять на внутренние политические дебаты в Германии, которые также будут иметь геополитические последствия.

Кроме того, около 60% немцев поддерживают «Северный поток-2».

Так откажется ли Германия от «СП-2»?

Нет.

Государственный секретарь Блинкен, выступая на прошлой неделе в Берлине, отметил: «Справедливо будет сказать, что у Соединенных Штатов нет лучшего партнера, лучшего друга в мире, чем Германия».

Дипломатам иногда приходится льстить, даже если они знают, что это бессмыслица. Но бывают случаи, когда эта лесть выражает явное чувство слабости. Это был один из таких случаев.