"Гибель Виталия Шишова и «проходной двор»" - Виталий Портников

"Гибель Виталия Шишова и «проходной двор»" - Виталий Портников

Уже в день, когда стало известно о гибели белорусского активиста Виталия Шишова, глава украинской Нацполиции Игорь Клименко озвучил на брифинге две версии смерти руководителя Белорусского дома в Украине — самоубийство или умышленное убийство.

Впрочем, уголовное производство возбуждено именно по статье об умышленном убийстве. И главное, чего будет требовать украинское — и не только украинское — общество от силовиков, — так это найти убийц. Причем понятно, что главные подозрения будут связаны с причастностью к преступлению спецслужб режима Александра Лукашенко. Об этом уже говорят эксперты, именно обвинениями в адрес Лукашенко переполнены украинские социальные сети.

Собственно, после истории с захватом самолета ирландской авиакомпании Ryanair ради ареста Романа Протасевича и попытки вывезти из Токио спортсменку Кристину Тимановскую иначе и быть не может. Кому еще мог помешать Шишов, кроме как Лукашенко?

СОЗДАТЬ «МУТНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Понятно, что сейчас в медиа будут появляться самые разнообразные версии того, что могло произойти с активистом, подробности его политических связей и деловых контактов, в том числе инспирированные белорусскими и российскими спецслужбами. Будет создаваться образ «мутного человека», который мог стать жертвой собственной неразборчивости в связях, а вовсе не политики. Показательно, что в истории с Шишовым немедленно выплыл полк «Азов», как и в истории с другим резонансным убийством в Киеве — взрывом автомобиля журналиста Павла Шеремета.

Но с Шишовым этот фокус не сработает. Шеремет был человеком широко известным. Конечно, как журналист Шеремет сформировался именно в Беларуси, но он был плотно интегрирован также в российские и украинские медиа и политическую жизнь, и его связи в обеих странах были разнообразны и весьма противоречивы. Поэтому можно было рассказывать и про «Азов», ради бога.

Но Шишов — молодой человек, о котором до его гибели практически никто ничего в Украине не знал. И у которого был только один понятный враг — белорусский режим. Украинским силовикам осталось только найти реальные доказательства причастности этого режима к убийству активиста. Именно этого будет требовать от них общественное мнение. Потому что с точки зрения обычного человека картинка будет выглядеть просто: есть белорусский активист, и есть режим Лукашенко. Активист гибнет в центре Киева. Кто в этом заинтересован?

У СИЛОВИКОВ МАЛО ВРЕМЕНИ

Конечно, резонансные политические убийства в украинской столице происходили и раньше — я уже вспоминал о Шеремете, но можно вспомнить и о депутате российской Госдумы Денисе Вороненкове, переехавшем в Киев. Однако они и тогда воспринимались как доказательство деградации спецслужб во времена Виктора Януковича, и общество требовало от новых, постмайданных властей восстановить эффективность силовых органов и воспрепятствовать превращению Украины в проходной двор для ФСБ и ГРУ.

С гибелью Шишова можно сказать, что политические убийства возобновились, а Украина — вновь проходной двор. Пусть не для ФСБ, а для белорусского КГБ, но по сути это сейчас одно и то же. И об этом уже сейчас говорят эксперты в украинских медиа и белорусские экспаты в Киеве. Поэтому украинским силовикам просто необходимо будет продемонстрировать результативность в раскрытии обстоятельств гибели Шишова. В противном случае представление об Украине как о «проходном дворе» только усилится.