Председатель Национального банка Украины Яков Смолий написал и подал Президенту Украины заявление об увольнении по собственному желанию. Об этом сообщается на сайте Национального банка.
«В течение длительного времени на Национальный банк Украины осуществляется систематическое политическое давление. Это делает невозможным эффективное выполнение мной, как председателем, возложенных на меня обязанностей руководить деятельностью Национального банка и взаимодействовать с другими государственными органами. Своей отставкой я хочу предостеречь от дальнейших попыток подорвать институциональные основы центрального банка в Украине», — заявил Яков Смолий.
Что дальше
Наиболее вероятными кандидатами на место Смолия называют экс-главу Райффайзен банка Аваль Владимира Лавренчука, нынешнего главу Укргазбанка Кирилла Шевченко, и главу Совета НБУ Богдана Данилишина.
Кому не нравится глава НБУ
Как писал «Минфин», недавно Комитет Верховной Рады по финансовой, налоговой и таможенной политике принял постановление, в котором содержится целый перечень претензий к НБУ. Депутаты также вызвали председателя Нацбанка Якова Смолия с докладом. Отчет должен состояться на четвертой сессии ВР, то есть осенью.
Также профильный комитет решил создать Временную следственную комиссию (ВСК) парламента, которая должна оценить действия руководства Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов в 2014-2019 гг. В это время Нацбанком управляли Валерия Гонтарева, а потом — и нынешней руководитель Яков Смолий.
В чем обвиняют
Профильный комитет имеет немало претензий к работе правления НБУ:
1. Неоправданно медленное снижение учетной ставки. Пик ее снижения (на 7,5% годовых, до 6%) пришелся на 2020 год. Хотя Совет НБУ настаивал на радикальных шагах еще в середине 2019-го.
2. Жесткая монетарная политика, изъятие денег из экономики. Отношение денежной массы к номинальному ВВП сократилось с 58,8% в 2014 году до 34,2% в 2019-ом.
3. Отсутствие адекватных оперативных мер, которые стимулировали бы рост экономики. Например, по смягчению требований к оценке кредитного риска, по ограничениям для банков в части покупки ОВГЗ, по выкупу проблемных активов, как у ФРС США или Европейского Центробанка.
4. Высокие ставки по депозитным сертификатам (например, 18-13,5% в 2019 году), из-за чего банковская система переориентировалась с кредитования бизнеса на вложения в депосертификаты НБУ.
5. Стимулирование притока спекулятивного капитала в ОВГЗ и формирование рынка, имеющего признаки финансовой пирамиды. В том числе посредством укрепления гривны.
6. Нацбанк не участвовал в формировании вторничного рынка гособлигаций и усложнял финансирование госбюджета.
7. Искусственная ревальвация гривны из-за неправильной политики пополнения золотовалютных резервов Нацбанка. Формирование условий для вывода спекулятивного капитала из ОВГЗ. Из-за укрепления курса существенно сократилась выручка украинских экспортеров и, как следствие, — доходы бюджета. Товары отечественного производства вытесняются импортными и наносится ущерб украинским производителям.