Гонконг - краткая, но очень поучительная предыстория современных событий...

Гонконг - краткая, но очень поучительная предыстория современных событий...

Интереснейшая и крайне опасная ситуация разворачивается вокруг Гонконга прямо на наших глазах. В связи с этим хотел бы сделать небольшой исторический экскурс, включив в данный текст отрывок из моей трилогии «Проблема по имени China”, написанной 6 лет назад:

«Говорят, если хочешь узнать будущее – загляни в прошлое. Казалось бы, эта банальная фраза не имеет ничего общего с тем, что было и что есть теперь в отношениях между Китаем и Западом. Для современного западного человека усиление Китая сегодня, действительно, выглядит как некий феномен, который не имеет никаких исторических аналогий. Ведь с тех пор, как Запад стал доминирующей силой на планете, Китай никогда не был в роли лидера, и даже не дорастал до уровня претендента. Однако такая аналогия есть. Ее можно отчетливо увидеть, если обратиться к истории конца XVIII в. – во время зарождения и активного развития экономических связей Поднебесной с Европой и тогдашним гегемоном Запада – Великобританией.

Отношения с Китаем приводят к торговому дисбалансу

Можно сказать, что тогда состоялся первый контакт: столкнулись два мира с очень разными исходными возможностями; две экономики с непохожими друг на друга арсеналами средств. Все начиналось с торговли.

Как только отношения между Великобританией и Китаем перешли в активную коммерческую фазу, стал возникать заметный крен в пользу китайского экспорта. Причины очень похожи на те, что существуют сейчас. Китай, обладая по тем временам также значительным демографическим потенциалом, продавал много товаров, пользующихся повышенным спросом на Западе, некоторые из которых были эксклюзивными (например: шелк, фарфор, чай и т.д.). При этом, политика императоров династии Цин была направлена на ограждение страны от иностранного влияния. Заморским торговым судам был открыт только один порт — Гуанчжоу (известный в Европе как Кантон), а торговцам было запрещено покидать его территорию (Thirteen Factories или Canton Factories). Стал нарастать торговый дисбаланс. Англия была вынуждена покрывать его драгоценными металлами (серебром), оставляя их в Китае. Следом за этим возникли долги, растущие вексельные обязательства и прочие предвестники кризиса.

В контексте данной проблемы интересно упоминание, которое приводит К. Маркс в своем «Капитале»: «… по отношению к Азии все капиталистические нации, в большинстве случаев одновременно, оказываются ее прямыми или косвенными должниками». И это, как оказывается, не случайное, а вполне закономерное явление.
Но вернемся к истории. Переговоры с китайскими императорами не давали выхода из этого затруднения. Нужно было найти товар, который смог бы покрыть дефицит торгового баланса. И такой товар был найден – опиум!

С конца XVIIIв. Британская Ост-Индская компания начинает активно поставлять в Китай опиум, получаемый из Индии и других английских колоний. Объем продаж постоянно растет и к началу 30-х годов XIX в. положительный торговый баланс был достигнут. К середине 30-х опиум составляет уже около ¾ всего торгового импорта в Китай. Страну захлестнула волна наркомании. По некоторым данным от 20 до 50% китайских чиновников, а также личного офицерского состава, регулярно курили опиум.

Вслед за этим начались проблемы в официальных отношениях. Император, пытаясь предотвратить полную наркоманизацию страны, стал ограничивать торговую активность Англии. В конечном счете, это привело к полномасштабной войне 1839-1842 (Первая опиумная война), а затем к войне 1856-1860 (Вторая опиумная война).

К. Маркс очень верно определил, что «в 1843 г. «опиумная» война открыла английской торговле Китай». Во многом, именно в результате опиумной торговли и последовавших за ней войн, начался период падения последней династии монархического Китая (династии Цин), а также ослабления и упадка китайской государственности. Этот период китайцы называют «100 лет унижения». Фактически на целый век (вплоть до создания КНР в 1949 г.), было остановлено его развитие. И кто знает, как выглядел бы сегодня наш мир, если бы подъем Китая тогда не был прерван событиями, развернувшимися вокруг опиума?..»

(Китай и проблемы глобального лидерства: из первого мира во второй – один шаг, 2013)

Результатом войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842 года, выплата Империей Цин контрибуции в размере 15 000 000 лянов серебра, передача британцам острова Гонконг и открытие китайских портов для английской торговли. Однако, по итогам Первой Опиумной войны большая (по площади) часть территории Гонконга ещё некоторое время официально оставалась китайской.

В 1860 году после поражения Китая (Империи Цин) во Второй Опиумной войне, территории Коулунского полуострова к югу от Баундари-стрит и острова Камнерезов были переданы в вечное владение Великобритании согласно Пекинскому договору. В 1898 году Великобритания взяла у Китая в аренду на 99 лет прилегающую территорию на севере Коулунского полуострова и остров Ланьтау, которые получили название «Новые Территории».

И хотя Китай как независимое государство появился только в 1911 году, а договор заключался с маньчжурской Империей Цин, Великобритания признавала этот договор аренды и никогда не отказывалась от обязательства передать Китаю Новые Территории к 1997 году.

Дату передачи Гонконга КНР закрепила Объединённая китайско-британская декларация по вопросу передачи Гонконга, подписанная после долгих переговоров, получивших название «война слов», в Пекине 19 декабря 1984 года. В 1997 году территория Гонконга была официально возвращена Китайской Народной Республике.

Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. В рамках курса «Одна страна, две системы» и «Гонконгом управляют сами гонконгцы в условиях высокой степени автономии», в течение этого периода Центральное народное правительство КНР берёт на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях и мероприятиях.

Попытки изменения статуса-кво 1997 года встречают все более частое сопротивление, что находит свое отражение в протестах и демонстрациях.

9 июня 2019 года около 1 млн человек вышли на улицы Гонконга, протестуя против готовящегося проекта закона об экстрадиции в Китай. Оппозиция выступила против растущего влияния Пекина на политику автономных властей Гонконга, опасаясь, что в Китай начнут высылать не только преступников, но и диссидентов и правозащитников.

10—11 августа новые демонстрации прошли в районах Самсёйпоу и Козуэй-Бей, тысячи оппозиционеров участвовали в акциях протеста в Гонконгском аэропорту, из-за чего власти отменили сотни рейсов. На данный момент массовые выступления в Гонконге продолжаются 10-ю неделю подряд.

13 августа 2019 года президент США Дональд Трамп написал в своём Твиттере, что по данным американской разведки, Китай в данный момент стягивает свои войска к границе с Гонконгом и призвал все заинтересованные стороны сохранять спокойствие...

P.S.
-Население Гонконга - это примерно 7.5 млн (по состоянию на 2018).
-ВВП, по оценкам за 2019 год: $502 млрд (для сравнения - это почти в 5 раз превышает ВВП Украины).

На фото: флаг колониального Гонконга (1959-1997)

Roman Komyza