"Хотят ли русские войны?..." - Ян Валетов

"Хотят ли русские войны?..." - Ян Валетов

В детстве пластинка с этой песней была у меня любимой. Фирма Мелодия на 33 1/2 оборота. Я, по рассказам мамы, даже брал ее с собой в кроватку. Мне было года 2-3, читать я еще не умел, но безошибочно определять именно эту пластинку даже в полной темноте. Требовал именно ее. Наверное, предчувствовал, что 58 лет спустя буду помнить слова песни, и на этот момент твердо знать: русские войны хотят.

Вся история российской государственности, еще с допетровских времен - это история экспансий: войн, набегов, междоусобиц, захвата территорий, лжи, кровавых "ассимиляций" десятков больших и сотен малых народов, которые во многих случаях можно назвать геноцидом.

Проблема не в том, что это было в прошлом - фактически все империи действовали схожими методами - Испания , Британия, Португалия за свою историю натворили такого, что волосы встают дыбом при чтении исторических документов. Да что там империи, если вспомнить, что творили в колониях французы, немцы, голландцы и бельгийцы, то от ужаса можно поседеть.

Проблема в том, что россияне остались на уровне 19 - начала 20 века, в то время, когда мир изменился и живет совершенно по другим правилам, с другими понятиями и нравственными империативами. Современная Российская Федерация с ее одновременным косплеем Российской империи, СССР и нацистской Германии - это косматый, дурно пахнущий троглодит, оказавшийся в сегодняшнем мире, реликт, раскрашенное шаманами окаменевшее говно мамонта, возомнившее себя источником мудрости и духовных скреп.

Нельзя подходить к проблемам и вызовам сегодняшнего дня, опираясь на мораль и методы полуторавековой давности. Нельзя оценивать события полуторавековой давности, исходя из морали и методов сегодняшнего дня. То, что кажется нам безнравственным и ужасным в первой половине века 21-го, было вполне в порядке вещей в начале 20 века. Когда ста сорока миллионная страна застывает во времени, как муха в янтаре, и пытается вести себя как фашистское государство вековой давности, не стоит удивляться тому, что ее ждет остракизм и экономическая изоляция. Это нормальная реакция цивилизации на крайне опасный раздражитель.

Недавно я прочел запись в блоге известного российского писателя Лазарчука (кстати, одного из учеников Стругацких), которая объясняет, для меня лично, если не все, то многое из того, с чем мы столкнулись в России за последние 20 с лишним лет. Автор не сам Андрей, а некий Андрей Перла, но, судя по всему, Лазарчук поддерживает эту точку зрения.

Война, как смысл жизни. Война, наполнившая пустую оболочку существования поколения от 40 до 60-ти, загнивавшего в условиях мирной жизни. Не прогресс - стремление к новому, к открытиям, к звездам, к взаимопониманию, всеобщему благополучию... Война.

Кровь, дерьмо, оторванные конечности, горящие города, сироты, вдовы, нищета, разруха. Борьба за ложные идеи. Война за новые территории, при полной неспособности дать лад территориям существующим. Война за империю, которая давно уже разложилась и гниёт в своей неглубокой могиле. Это и есть смыслы, за которые стоит отдать жизнь? Да и что это за жизнь, в которой смерть за глупость кремлевского ничтожества, есть замена смерти от водки и нищей старости? Серьезно? Это и есть достойный финал существования поколения? Война за то, чтобы изгадить еще миллион гектаров? Убить еще сотню тысяч человек, которые не хотят от вас ничего, кроме того, чтобы вы навсегда исчезли с горизонта? Неправильные русские - это украинцы? Смерть за русский язык, на котором итак говорили те, кого вы убиваете?

Да. Этот так. Это серьезно.

Это не тенденция последних лет, не влияние путинского режима. Это действительно национальная идея. Национальная идея (хоть это странно звучит) не отдельной национальности, не русских, а имперских - вне зависимости от права крови - по праву принадлежности к отжившей, архаичной, бесчеловечной форме существования цивилизации. К её тупиковой ветви.

Вот что пишет один из самых значимых для российской (да и не только российской, если честно) культуры писателей Федор Михайлович Достоевский:

"Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь «братьев-славян», измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте"

1877 г.

В России с осени 1875 года развернулось массовое движение поддержки славянской борьбы, охватившее все общественные слои. В обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали освободительные цели войны, консерваторы рассуждали о её возможных политических дивидендах, таких как захват Константинополя и создание славянской федерации во главе с монархической Россией.

На эту дискуссию наложился традиционный российский спор между славянофилами и западниками, причём первые, в лице писателя Достоевского, видели в войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов на основе православия, а вторые, в лице Тургенева, отрицали значение религиозного аспекта и считали, что целью войны является не защита православия, а освобождение болгар.

Но нас интересует именно взгляд на войну (кстати, ее по результатам сложно назвать освободительной и, если вспомнить историческую перспективу, то освобожденная, настрадавшаяся от зверства башибузуков Болгария никогда и ни в одной войне не выступала на стороне России или, в дальнейшем, СССР), как на противоядие от “немощи растления и духовной тесноты".

Я намеренно стартую с конца 19 века, чтобы тезисы мои не казались особо замшелыми, но при желании мы можем легко устроить экскурс во времена давние, до петровские, после петровские, петровские, екатериниские... да какие угодно времена - всегда война считалась делом благим, для общества и державы полезным. Агрессия к соседям, к конкурентам на мировой арене, ко всему окружающему, но не подвластному или бунтующему миру была нормой. Ксенофобия, панслявянизм, идеи превосходства православия всегда поощрялись государственной властью. И идеи коммунистического Интернационала вполне вписывались в Российский мейнстрим, особенно если понимать релиигиозную сущность коммунистической идеи - подмена одной секты на другую сути учения не меняет.

Война 1904 года с Японией, по словам Вячеслава фон Плеве, планировалось, как “маленькая победоносная война, способная удержать революцию". Как закончилась очень необходимая русско-японская война мы помним из истории, революцию 1905 года тоже. "Маленькая победоносная" удалась на славу, тоже придав смысл жизни сотен тысяч погибших на ней граждан империи.

"Государь! - говорит императору Николаю II военный министр России в 1914 году. - Война - это лучшее, что может случиться с Россией!“  Еще одна маленькая победоносная война? Предыдущей было недостаточно? Есть особые народы - народы, которые не учатся ни на своем, ни на чужом опыте. Император Николай Второй принимает решение и на Дворцовой площади собираются тысячи людей с хоругвями, знаменами, лозунгами - они собираются умереть за братьев-сербов, за православие (которое никто и не трогал) и за интересы дряхлеющей империи. Царь произносит речь с балкона Зимнего дворца, народ становится на колени, церковники благословляют новую бойню - она должна показать миру мощь империи, продемонстрировать влияние России на мировую политику и поставить зарвавших царких кузенов на одобающее им место. Но планам не суждено сбыться. Эта "победоносная" война приводит к крушению государственности, смене политического строя и возникновению нового монстра - коммунистической диктатуры, такой же агрессивной, кровавой и жадной, как и Российская империя. В Великой Войне гибнут миллионы людей, еще десяток миллионов сжирает война гражданская... Россия лежит в руинах. Большевики выводят остатки империи из войны, окончательно обнуляя русские планы по контролю над проливами и ведущей роли в мировой иерархии. И если вы думаете, что это грандиозное поражение хоть чему-то научило жителей 1/6 части суши, то глубоко ошибаетесь.