На переговорах в ряде США Российская Федерация обсуждали вопрос перемирии на море - новой "Зерновой сделки" На первый взгляд, парадоксально ведь:
• Украинские порты итак работают причем причем на прием не только зерновозов но ей кораблей перевозящих другие грузы
• Российская Федерация также экспортирует свои товары через порты Черного моря
И если сравнивать ситуацию с 2022 годом когда судоходство по Черному морю для Украины фактически было заблокировано, то сегодня говорить о зерновой сделке как о крайней необходимости не приходится . Однако, в этих разговорах есть своя логика которая выходит за рамки российско украинской войны . Вопрос в том какое государство получит либо сохранит доминирующие позиция Черноморском регионе, кто из глобальных игроков в будущем получит доступ Черное море и, соответственно, механизмы продвижение своих интересов регионе.
Если говорить о состоянии на сегодняшний день то мы имеем с одной стороны судоходство как из Украины так и из России , да под обстрелами , но в достаточно крупных масштабах . С другой стороны если сравнивать ситуацию с 2022 годом то позиция России существенно ослабли. В частности:
• Российский Черноморский флот вынужден был эвакуироваться из Севастополя и крымских баз и сегодня находится в порту Новороссийска . Более того обсуждается вопрос как спрятать часть кораблей портах непризнанной Абхазии .
• Украина существенно нарастила возможности нанесение ударов по объектам Российской Федерации не только на море, мной прибрежной инфраструктуры. В частности, портовых объектов.
Ослабление РФ естественным образом ведёт к усилению другой черноморской державы — Турции. Которая за последние три года:
• закрыла вопрос Нагорного Карабаха,а в будущем, после заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией, резко усилит своё влияние на Южном Кавказе. В том числе за счёт ослабления позиций РФ в Армении.
• Привела к власти в Сирии коалицию, основу которой составляют протурецкие силы. При этом существенно ослабила позиции курдов, которые пока пользуются поддержкой США;
• Подписала с ливийским правительством в Триполли договор о добыче углеводородов в ливийских средиземноморских водах. Тем самым опередив не только русских но и американцев;
• Реализует политику вывода государств каспийского бассейна на европейский рынок нефти и газа через свою территорию;
• реализует совместно с КНР проект южной ветки проекта Road and Belt, что приведёт к существенному росту как турецкого так и китайского влияния в Юго-Восточной Европе;
• активно входит в Африку с вопросами военно-технического сотрудничества. Речь идёт о торговле оружием, работой военных специалистов и так далее;
• И, наконец, ведёт строительство канала «Стамбул», который может (при наличии интереса и политической целесообразности для Анкары) «обнулить» конвенцию Монтрё.
На первый взгляд, для США мог бы быть выгодным такой процесс. Но у такого тезиса есть несколько контраргументов:
• Правительство Турции сложно отнести к тем, которые будут слепо идти в фарватере политики США. Скорее, наоборот. Анкара может быть тактическим союзником Вашингтона, но лишь тактическим.
• Превращение Турции в региональную супердержаву создаёт проблемы для реализации политики США по созданию региональных проамериканских коалиций. Как минимум в вопросах проекта «межморье». В который по идее должны войти достаточно мощные черноморские страны. Например, Румыния. Но, если в регионе есть своя «супердержава», то открытым остаётся вопрос насколько Бухарест будет лоялен упомянутой идее. Особенно, если Анкара предложит свой формат.
• Сотрудничество Турции и КНР, а так же реализация (в будущем) проектов Iraq Development Road и, в будущем, канала Стамбул позволяет Китаю создавать и укреплять «южно-европейскую» ось своего присутствия в виде Румынии-Венгрии-Сербии.
• Политика Турции по выводу Туркменистана и Казахстана на проекты продажи своих углеводородов через турецкую (либо азербайджанскую) территорию даёт Европе возможность покупки относительно дешёвого сырья. Что забирает у Трампа «пряник» для Путина в виде возврата РФ на европейский рынок газа (через СП с США). Просто если будет газ из Центральной Азии, идея целесообразности возврата Газпрома на рынок будет иметь меньше сторонников.
Кроме собственно «турецких» вводных есть и вопросы связанные с Украиной. Безопасность Одессы? Не думаю. Есть другой объект — Каспийский трубопроводный консорциум — нефтепровод из Казахстана к черноморским портам РФ. Который на 24% (как минимум) принадлежит американским компаниям, 24% в собственности Лукойл и ещё 24% у российского государства. И по инфраструктуре КТК уже прилетало. Менее месяца назад был большой пожар на КТК НПС «Кропоткинская». Туда же некие дроны прилетели буквально вчера.
А теперь давайте поговорим о том, что даст новая «зерновая сделка». Запрет на удары по кораблям и портовой инфраструктуре. А это означает, что РФ беспрепятственно восстанавливает работу КТК, черноморский флот РФ частично возвращается в Севастополь. Русские в очередной раз обустраивают базы наблюдения на «вышках Бойко».
То есть Россия существенно усиливается в регионе, возвращая свои позиции конца 2022 года. Кроме того США не надо будет отвечать на вопросы почему российские удобрения формально под санкциями, но свободно продаются благодаря General License №6 (которая продлевается с конца 2022 года каждые 6 месяцев).
При этом Турция теряет возможность использовать слабость РФ для резкого усиления собственного влияния в черноморском регионе в 2025 году. Как следствие, вопросы реализации китайско-турецких инициатив сталкиваются с новыми условиями и ограничениями. С одной стороны США не в восторге от усиления Китая. С другой РФ так же не будет рада появлению альтернативы для китайского транзита через её территорию.
И эта логика объясняет почему для США вдруг вопрос Чёрного Моря стал приоритетным. Для Трампа важно получить закреплённую некими договорённостями (с участием Соединённых штатов) по черноморскому региону до саммита США-КНР. Ведь тогда, пользуясь его логикой «одной сильной картой» у него станет больше.
Для РФ выдвижение идеи зерновой сделки выгодно ещё по одной причине. Путину необходимо, чтобы по некому формату договорённостей Украина сказала «нет». Возобновление «зерновой сделки» с украинской точки зрения абсурдно. Но именно украинская сторона в своё время затратила много усилий на продвижение тезиса что такого рода соглашения являются, скорее, гуманитарными. Заключёнными в интересах слабых государств. И сегодня «нет» по такой теме будет бить по украинским позициям.
Есть ли варианты собственной политики?
• С одной стороны, до заключения сделки «выносить» портовую инфраструктуру РФ. Но вопрос, есть ли для этого достаточная ресурсная база.
• С другой стороны, проводить консультации по сценариям реагирования на подобные вызовы. Как минимум, с Турцией и Румынией. В идеале, ещё и с КНР.
•
И пытаться выставлять дополнительные условия. Например, ограничения для ЧФ РФ, демилитаризация газодобывающих вышек и так далее. Тянуть время. В том числе предлагая идею «перемирия в воздухе», которая артикулировалась изначально. Для этого нужна определённая политическая гибкость и умение балансировать на интересах партнёров. Хочется надеяться что такие качества у украинской переговорной группы есть.