Вы же меня знаете. Я, как правило, нудный тип, рассматривающий подавляющее число общественных явлений «с одной стороны - с другой стороны» и пытающийся быть, в меру сил, объективным и не конформистом.
Но есть случаи, когда все это не работает. Если речь о сохранении государственности, угрозе её существованию, разглагольствования и краснобайство излишни - тут должен включаться инстинкт самосохранения народа.
Я приведу вам один малоизвестный пример из недавней истории другого народа, чья судьба долгое время была во многом сходна с украинской. Итак, в средине прошлого века, когда в только провозглашённое еврейское государство стали съезжаться выходцы из разных стран, европейские евреи, составлявшие тогда большинство населения и истеблишмента, отказались от своего языка в пользу единого - иврита. Понимаете, без принуждения отказались от языка, на котором говорили их отцы и деды, с которым была связана уже довольно развитая культура - и обрекли всё это на скорое вымирание - ради единства народа и национального выживания. И это не ограничивалось только публичной сферой: людям, говорившим между собой на идиш, окружающие делали резкие замечания даже на улице. Люди, собранные из сотни стран и культур, не схожие между собой даже внешне, сплотились, почувствовали себя единым народом - и выстояли, создав одно из мощнейших государств мира. При шансах намного более низких, чем украинские.
Я не знаю, можно ли всерьёз говорить об инстинкте национального самосохранения народа, который тремя четвертями отбрасывает как маловажные «армию, мову, віру» во время войны. А в ещё большее отчаяние меня ввергают оставшиеся 25%, ухитряющиеся устроить междоусобную войну по поводу не нравящихся им списков единственной серьезной антиимперской силы и даже отказать ей в поддержке.
Похоже, наш богоспасаемый народ, столь жаждущий выиграть процветающее государство в лотерею, потратиться на покупку билета все же не готов.