Неизвестно, читал ли руководитель белорусского государственного телеканала ОНТ Марат Марков Оруэлла, но в своем видео с Романом Протасевичем он действовал строго по сценарию оруэлловской антиутопии. В романе Оруэлла Уинстон Смит должен был не просто умереть, он должен был всем сердцем полюбить Большого брата. Сомневаюсь, что Марат Марков и палачи из белорусского КГБ смогли внушить Роману Протасевичу искреннюю любовь к Лукашенко, но на вопрос, уважает ли он белорусского диктатора, Протасевич ответил сразу и очень горячо: «безусловно!».
Вечером 3 июня белорусский государственный телеканал ОНТ показал видео с участием экс-главного редактора телеграм-канала "Нехта" Романа Протасевича и руководителя ОНТ Марата Маркова. В этом видео Протасевич повторяет, что сотрудничает со следствием и дает «признательные» показания.
Этот эфир прошел в вечерний прайм-тайм в рамках передачи "Марков. Ничего личного", которую ведет сам руководитель ОНТ, бывший военный и заместитель начальника идеологического управления администрации Лукашенко.В ходе эфира, как и в первом видео, показанном белорусскими властями 24 мая, Роман Протасевич еще раз сказал, что полностью признает свою вину в организации массовых беспорядков, сотрудничает со следователем. В этом полуторачасовом смонтированном видео Протасевич утверждает, что ему безразлично, что будут думать и говорить о нем его бывшие коллеги после этого интервью, называет фамилии тех, с кем он сотрудничал, негативно отзывается о Польше, Литве, Евросоюзе и просит не выдавать его «ЛНР», в которой его ждет смертная казнь.
Попробуем ответить на некоторые вопросы.
Среди этих вопросов не будет вопросов к режиму Лукашенко и его СМИ, в частности к Марату Маркову. К Протасевичу в следственный изолятор КГБ не пускают адвоката, а телеканал ОНТ пускают. Это все что надо знать о сути лукашенковского телевидения, которое является не СМИ, а частью КГБ. Следователь НКВД Александр Григорьевич Хват прославился тем, что мочился в лицо академика Вавилова, а руководитель канала ОНТ Марат Сергеевич Марков прославился тем, что всенародно пытал Романа Протасевича по методике Оруэлла.
Нет ни малейшего сомнения в том, что все сказанное Протасевичем не имеет никакого отношения к его мыслям и убеждениям. Что это результат сильнейшего воздействия – морального, физического, возможно, медикаментозного.
Дмитрий Протасевич, отец Романа убежден, что его сына пытали, применяли к нему психотропные вещества.
Возможно, рядом в соседней камере была его девушка София Сапега и она была еще одним фактором давления на белорусского оппозиционера. Наверняка ему подробно объяснили, что его экстрадиции требуют бандиты «ЛНР», возможно показывали видео о том, что там делают с заложниками прежде чем убить. А в том, что там-то уж точно убьют, сомнений быть не могло.
Не думаю, что кто-то из коллег Романа Протасевича по сопротивлению диктатуре осудит его. Тем же диванным моралистам, кто поспешит его осудить, могу предложить примерить на себя его пропитанные пыточным ужасом рубашку и майку…. Никто не знает предела своих возможностей и при выборе между жизнью и смертью выбрать жизнь – это нормально. Роман Протасевич выбрал жизнь, свою и близкого человека, и поступил правильно.
Захваченный в 1965 году, в плен командир ВМС США Джереми А. Дентон, давая показания на вьетнамском телевидении, моргал азбукой морзе слово T-O-R-T-U-R-E - ПЫТКИ! Роман Протасевич под немигающим взглядом своего палача Марата Маркова «наморгал» множество сигналов о том, что он говорит под пытками. Тут и фраза про «стальные яйца» Лукашенко – прямой отсыл к тому придуманному самим Лукашенко «диалогу» между польской и немецкой спецслужбами, в которой они жаловались, что «Лукашенко – крепкий орешек». Тут и взахлеб перечисляемые «адреса, пароли, явки», и неестественное оживление и смех в самых неподходящих местах. Наконец, как бы невзначай демонстрируемые раны на запястьях – следы пыток…
Путинская Россия стремительно движется по следу лукашенковской Беларуси. На роль Марата Маркова сегодня готовы многие обитатели российского телевизора. Те же Соловьев, Скабеева, Киселев или Симоньян с этой ролью справятся не хуже белорусского коллеги. Да и Эрнст, возможно, поначалу покрутит носом, а потом махнет рукой и станет выбирать костюм палача, соответствующий его стилю эстета и сноба…
Что делать нормальным людям в условиях довольно стремительно беларусизации, а точнее, лукашенизации путинского режима? Учиться моргать морзянкой? Готовить зековский рюкзак по рецепту Ройзмана? Срочно валить? Универсального рецепта, пригодного для всех, не существует. Роман Протасевич на допросе у Марата Маркова (а это был, несомненно, допрос, а не интервью) сказал важную фразу: «то, что я говорю, я говорю здесь и сейчас». Важно оставаться человеком в любых обстоятельствах. Этому иногда помогает твердое знание (не надежда, а именно знание), что все фашистские режимы смертны, а такие режимы как путинский и лукашенковский всегда смертны внезапно. Поэтому главная задача любого нормального человека увидеть их конец.