"ИСПАНСКИЕ ПУСТЫНИ, ГОЛЛИВУД, И ГЕНЕРАЛ ФРАНКО" - Сергей Федулов

"ИСПАНСКИЕ ПУСТЫНИ, ГОЛЛИВУД, И ГЕНЕРАЛ ФРАНКО" - Сергей Федулов

Мы смотрели «фильмы про индейцев» в исполнении Гойко Митича и гедеровцев, снятые в Югославии, среди Балканских гор.

Оригиналы же, то есть ВЕСТЕРНЫ из США, показывали собственно мировому зрителю (вне Желеного Занавеса) уже «настоящую Америку», «Дикий Запад», и подлинные горы и полупустыни Нового Света.

Увы. И тут были свои «иллюзионисты».

В первые послевоенные десятилетия Голливуд ещё набирал свою силу. Подлинной же Кино-сверхдержавой была тогда, милая моему сердцу – ИТАЛИЯ.

Потому именно итальянский режиссер, Серджио Леоне создал лучшие вестерны, которые в истории культуры так и называют «итало-вестерны». Вы, конечно, не слыхали о Серджио Леоне, - типичная несправедливость кино-судьбы. Но музыку Эннио Морриконе – другого великого кино-итальянца Вы, конечно, слыхали, как знаете и его имя.

Это почти всегда одна связка – Режиссер – Композитор. Ибо мы воспринимаем фильм на добрую половину через его музыкальный ряд.

ОК.

Но на этом иллюзии «подлинно американских вестернов» отнюдь не кончаются!

Дело в том, что и сами МЕСТА СЪЕМОК их часто очень далеки от границ США, иной раз даже – вообще за океаном, даже в самой Старушке Матушке Европе! Да-да!

«Где в Европе пустыни – то»? – спросит средний человек, географический дальтоник, и, в нашем случае – как правило, простой совецкий образованец.

Да, они есть в Испании. Строго говоря, вся внутренняя Испания, если она не гористая, то представляет собой страшную, жаркую, засушливую территорию. Формально не пустыню, но точно как пустыня по ощущениям воздуха и температуры.

Но есть и пустыни в географическом смысле.

Первая из них расположена на свере, в провинции Наварра (автономном регионе), что в Стране Басков. Ага! Не горы и дожди, а пустыни! Называется она Барденас - Реалес.

Формы рельефа здесь очаровали даже ЮНЕСКО, и местность эта стала официальным биосферным заповедником.

Но для киноманов интереснее как раз пустыня юга, пустыня Табернас, в Андалузии (провинция Альмерия). Именно тут и снимали и итало-вестерны, а так же и просто вестерны – уже понаехавшими на тогда (1960-70-е) баснословно низкобюджетные – в силу гипервыгодного для доллародержателей курса песеты -харчи, и вообще всё – американские режиссеры и актеры – Клин Иствуд, Бад Спенсер или Стивен Спилберг.

И вот тут надо объяснить и про генерала Франко.

Остановивший большевицкий нацизм и хаос, Герой Испании, Франко (в отличие от якобы «народных» лидеров совка, заметьте, не повысивший себя в звании, имея полную власть), никаким фашистом не был никогда, от слова «совсем». Он был умеренным националитом, конституционным монархистом (и передал власть Королю, воспитанием которого в самом про-европейско-демократическом духе он был очень доволен), и противником всякого экстремизма. Порядки Испании при нем не были «высшим стандартом демократии» (смешно даже читать такое, ведь он противостоял ордам красных нацистов, подпольным террористическим бандам террористов, отлично организованных, и разного рода фанатикам – из той же Страны Басков), но астрономически отличались и от нацистских (никакого преследования евреев, например, или запрет ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, но не существования левых и демократических партий). Астрономически демократичнее РФ была Испания Франко тоже.

Потому там и было «испанское экономическое чудо», потому страна была членом НАТО, потому тутда ехали миллионы западных туристов, ПРИМЕРОМ демократизируя эту замечательную страну.

С Гитлером Франко объединял только последовательный антикоммунизм.

Но он никак не хотел помогать собственно НАЦИСТАМ. Франко не дал поставить промышленность страны на службу нацистской Германии, категорически запретил вермахту штурм Гибралтара (и потому союзники выиграли Вторую Мировую войну – Гитлер понимал значение Гибралтара и готовил операцию по захвату британской военно-морской базы и без разрешения испанского Лидера), и отозвал даже добровольческую "Синию Дивизию», сильно потрепавщую красных на Восточном фронте: она была действительно сформирована из настоящих добровольцев: испанцы хотели отплатить красным палачам из НКВД, уничтожившем десятки тысяч соотечественников в бесконечных репрессиях во время Гражданской войны.

И вот с момента отзыва «Голубой Дивизии» и начинается связь Франко с США. Именно смена позиции Испании с нейтральной, на позитивно-нейтральную, то есть начало сотрудничества с Америкой, стало поворотным пунктом – и в войне, и в истории вестернов.

Франко разрешает американским и союзническим войскам использовать испанские острова в Атлантике как базу для броска в Африку, на Сицилию, и на пляжи Нормандии в «Ди-Дэй».

Делает он это и из прагматических соображений: он понимает, что США в случае его отказа просто оккупируют Канарские острова и Испания их навсегда потеряет.

Но было и другое прагматическое соображение: Генерал хочет от Америки массированной экономической помощи, что бы создать в Испании средний класс, и навсегда изгнать из страны «призрак коммунизма». И он эту помощь от США – тогда фактически единственной БОГАТОЙ страны мира – получает.

Своеобразный «План Маршалла для Испании». Хотя и несколько позже названного.

Одним из пунктов этого Плана было предоставление Испанией киноплощадок для создания вестернов. Американцы делали при этом, на разнице стоимости кинопроизвоства с Родиной, гигантские прибыли.

--

Мир получил вестерны, Испания – процветание.

А мы просто заедем в названные пустыни, когда будет у вас возможность, там (в Табернас) – Музеи Кино.

И послушаем музыку Морриконе.

Сергей Федулов