Как мы помним, еще в конце 60-х, сразу после завершения работы над 
«Кавказской пленницей», Гайдай собирался перенести на экран прозу 
Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не 
удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай 
вновь вернулся к идее экранизации Булгакова.
Только
 на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич». Ее сюжет 
вращался вокруг того, как несколько столичных жителей, с помощью машины 
времени, изобретенной талантливым мастером-самоучкой, перенеслись в 
эпоху Ивана Грозного, а сам царь оказался в веке XX.
В конце лета
 1971 года Владлен Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий, 
которая была тут же принята. Осенью сценарий был уже написан и принят 
сценарно-редакционной коллегией. В начале декабря Гайдай и Бахнов засели
 за режиссерский сценарий. Эта работа продолжалась до января 1972 года, 
после чего сценарий был отправлен в Комитет по кинематографии.
3 февраля оттуда пришел ответ, что сценарий в целом принимается, но в него необходимо внести некоторые поправки.
В
 частности, от авторов требовалось, чтобы они перенесли место действия 
из московского Кремля на другую территорию. Кроме этого, в отзыве 
говорилось следующее: «Экскурс в прошлое не должен иметь 
конкретно-исторический характер; сюжет не следует адресовать 
определенным историческим лицам.
В соответствии с замыслом и 
жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны 
приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к
 Ивану Грозному и его эпохе.
Это будет вполне совпадать с 
поставленной художественной задачей; прошлое возникает не как точный 
исторический эпизод, а является фантазией изобретателя «машины времени».
В сценарии немало интересной выдумки, однако необходимо предостеречь авторов от излишнего комикования…»
Далее
 события развивались следующим образом. 8 марта с авторами сценария был 
подписан договор, 21 марта — сценарий запущен в режиссерскую разработку,
 24 мая — утвержден. После этого началось комплектование съемочной 
группы, строительство декораций, подбор актеров и т. д.
Кстати, 
незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением 
взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии 
«Невероятные приключения итальянцев в России» (История создания фильма).
 Этот фильм должен был сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов 
никогда раньше не делал. Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но 
Леонид Иович отказался от лестного предложения (в случае согласия ему 
светила поездка в Италию) и предпочел продолжить работу над «Иван 
Васильевичем…»
В качестве своих помощников в работе над фильмом 
Гайдай выбрал людей, с которыми работал еще над «12 стульями». 
Оператором взял Сергея Полуянова (вторым оператором был новичок в группе
 — Виталий Абрамов), художником Евгения Куманькова, звукооператором — 
Раису Маргачеву, композитором Александра Зацепина, директором — А. 
Ашкинази.
С актерами была похожая ситуация: Гайдай намеревался 
работать с теми, кого давно знал. Но планы пришлось подкорректировать. 
Например, на главную роль — царя Ивана Грозного и Бунши — он собирался 
пригласить Юрия Никулина. Однако у того был слишком плотный график 
гастролей в цирке и добиться разрешения у «Союзгосцирка», чтобы его 
освободили, так и не удалось.
Гайдай очень сильно переживал по 
этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось искать другого 
исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий Яковлев, с 
которым до этого Гайдай никогда еще не работал (он выиграл спор у 
Евгения Лебедева). На роль Жоржа Милославского было два главных 
претендента — уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с 
которым режиссеру работать до этого не доводилось.
В споре 
победил Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у 
Гайдая и успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская (пассия Якина), 
Нина Маслова (царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой), А. 
Подшивалов (лейтенант милиции Кольцов), Н. Гурзо (медсестра) и др.
Тех актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было большинство.
Среди
 них: Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев), Михаил Пуговкин (режиссер 
Якин), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья Селезнева (жена 
Тимофеева, Зина), Наталья Белогорцева-Крачковская (жена Бунши, Ульяна 
Андреевна), Владимир Этуш (Шпак), Сергей Филиппов (посол), Владимир 
Уральский (милиционер), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине).
6 
июня 1972 года худсовет ЭТО утвердил пробы актеров на главные роли. 21 
июня начался подготовительный период, который продолжался до конца 
августа.
СЪЕМКИ
Съемки фильма начались 26 августа с 
экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня 
за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.
Как вспоминал позднее Л. Гайдай:
«Часть
 съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша 
киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. 
Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного».
А тут как раз 
приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них 
промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем 
промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный 
восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда 
мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с 
просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело
 в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по 
русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом 
полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно 
облачившись в одежды, подаренные «Мосфильмом»…»
Съемки в 
Ростове-Ярославском продлились ровно неделю — до 2 сентября, после чего 
группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась «натура»:
 проезды по улицам города «Скорой помощи» и милицейской «Волги»; 
панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно 
произносит: «Ляпота»); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и 
подруги Якина; проезд Якина по городу в «ЗИС-110» (тот самый автомобиль,
 который снимался и в «Бриллиантовой руке» (История создания фильма); 
пробежка Шурика по радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у
 подъезда.
В эти же дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев
 на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом.
 Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот 
что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с 
одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».
Но
 актриса, которая страдала жуткой агрофобией (боязнью высоты), 
отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее 
сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет 
расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать 
актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай 
рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз
 и не заметит подвоха.
Но вышло иначе. Крачковская, перелезая 
через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, 
от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди 
успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить 
обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.
17
 сентября натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух 
недель находилась в вынужденном простое — ждала, когда будут готовы 
павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов 
дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном 
павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов —
 10 «современных» и 6 «палат Ивана Грозного».
Назову лишь 
некоторые из этих объектов: квартира Шурика (комната, где стояла «машина
 времени», зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее
 в эти же дни использовали для съемок еще одной кинокомедии — «Большая 
перемена» (История создания фильма), стоматологический кабинет, площадка
 подъезда на первом этаже, лифт (в нем должен был застрять Иван 
Грозный), царская зала, трапезная, зал для приемов и т. д. Весь этот 
комплекс разместился на площади в 1428 квадратных метров.
Павильонные
 съемки начались 2 октября с эпизодов «в квартире Шурика». Съемки шли 
весьма успешно, и в октябре было всего лишь два дня простоя: 5 октября 
на съемочную площадку не явился Александр Демьяненко, 12 октября заболел
 Юрий Яковлев. В ноябре простоев не было, в декабре вновь два — 6 и 8 
декабря был болен Юрий Яковлев.
Между тем, закончившийся 1972 год
 отметился самым низким количеством комедий — всего четыре, но именно 
этот год подарил нашему кинематографу суперкомедию «Джентльмены удачи» 
Александра Серого и Георгия Данелии. Фильм занял в прокате 1-е место, 
собрав 65,02 миллиона зрителей. Второе место среди кинокомедий занял 
фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (История создания фильма), 
который по сборам отстал от лидера больше чем вдвое — собрал 31,5 
миллионов. Но вернемся к фильму Леонида Гайдая.
1973 год начался 
неудачно — 4 января Гайдай заболел. К счастью, недуг продлился всего 
лишь два дня, и уже 6 января съемки «Ивана Васильевича…» возобновились. 
За неделю удалось отснять последние эпизоды, и с 15 января начался 
монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах марта один эпизод фильма 
пришлось доснимать из-за брака пленки — когда Зина на берегу моря поет 
песню «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга…»). Эпизод 
снимался 22 — 23 марта в Ялте.
12 апреля фильм «Иван Васильевич 
меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив 
картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые 
поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за 
Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж 
удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в 
квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне 
котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, 
улицы Москвы и др.
Были изъяты некоторые фразы, звучащие из уст 
героев. Так, в эпизоде приема послов Бунша восклицал: «Мир и дружба», но
 в окончательном варианте он произносит другую фразу: «Гитлер капут!» В 
эпизоде «трапеза» тот же Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто 
оплачивает это обилие?» — на что следовал ответ: «Народ, ваше 
величество».
В итоге последнюю фразу изъяли, заменив ее более лояльной: «Во всяком случае, не мы».
В
 другом эпизоде — опять с участием Бунши, — когда он удивленно 
спрашивает: «Что за репертуар у вас?» — дальше шло: «Соберите завтра 
творческую интеллигенцию. Я вами займусь». Эту концовку тоже изъяли. В 
общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки.
10 мая 
Отдел контроля за кинорепертуаром разрешил фильм к прокату на территории
 Советского Союза. 13 июня фильму была присуждена 1-я группа по оплате 
(за это решение проголосовало 22 человека, чего ранее с фильмами Гайдая 
не наблюдалось).
НОВЫЙ ТРИУМФ ГАЙДАЯ
Фильм «Иван 
Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и 
принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 
60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру откликнулась главная
 газета страны — «Правда». Г. Кожухова в номере от 24 сентября писала: 
«Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом 
довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же 
свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом 
«Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» — за радость 
присутствия на празднике мастерства?..».
Но в этой же заметке 
автор позволяет себе и покритиковать мастера. Цитирую: «Ему, по-моему, 
изменяет порой вкус. Вот, например, женщина снимает парик и оказывается…
 лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно. У иного зрителя,
 наверное, найдутся другие замечания по тем или иным частностям. Есть и 
не частность: нам опять предлагают старого знакомого Шурика, однако ни 
режиссер, ни — особенно — актер А. Демьяненко не сумели сделать эту 
встречу интересной…»
Журнал «Советский экран» за 1974 год устроил
 дискуссию об отечественной кинокомедии, во время которой участвовавшие в
 ней критики высоко оценили новое творение Гайдая. Приведу некоторые 
высказывания.
М. Кузнецов: «Артиллерия — бог войны, бог комедии —
 движение. У Л. Гайдая — стремительное движение главной идеи, 
великолепный темп, виртуозная динамика. И это прекрасно. Комедии могут 
быть разноплановые, но движение душа их.
Плохо, когда движение превращается в пустую суету…»
Н.
 Кладо: «Картина, по-моему, хорошая и показывает правомерность стиля, 
избранного режиссером: эксцентрика будет жить еще много лет, потому что 
возбуждает в человеке своеобразное и острое отношение к 
действительности…»
К. Минц: «Брызжущее остроумие «Ивана 
Васильевича…», поразительное искусство темпа, ритма — все это 
доказывает, что Гайдай действительно выдающийся мастер.
Я очень люблю
 его творчество, и мне хотелось бы сегодня сказать, что Гайдай близок к 
созданию высокой комедии, и это произойдет в том случае, если талант 
режиссера будет помножен на замысел…»
Но когда в том же 
«Советском экране» был объявлен конкурс среди читателей на лучший фильм 
года, «Иван Васильевич…» попал на 11-е место, набрав 4,22 балла. Почему?
 Судя по всему, произошло это из-за элементарной подтасовки. На эту 
мысль наводят названия фильмов, которые разместились на первых позициях.
 Например, 1-е место заняла картина Витаутаса Жалакявичюса «Это сладкое 
слово — свобода» (4,49 балла), а 2-е — фильм Евгения Карелова «Я — 
Шаповалов Т. П.» (4,48 балла). Оба фильма собрали меньшую кассу, чем 
творение Гайдая, но имели одно достоинство — были идеологически 
безупречны. Вот именно за это их и тянули вверх.
Между тем новое 
произведение Леонида Гайдая было на десять порядков выше большинства 
кинокомедий, которые демонстрировались на отечественном экране не только
 в 1973, но и в следующем году. Так получилось, но новых «Джентльменов 
удачи», которые могли бы бросить серьезный вызов самому кассовому 
режиссеру советского кинематографа, в те годы не появилось. Хотя хорошие
 кинокомедии были. Это: «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, 
«Совсем пропащий» Георгия Данелии, «Золотые рога» Александра Роу. Эти 
фильмы вышли в 73-м.
В следующем году сам Эльдар Рязанов бросил 
вызов Гайдаю, вторгнувшись на его территорию и сняв единственную свою 
эксцентрическую кинокомедию «Невероятные приключения итальянцев в 
России». Фильм занял 4-е место в прокате, собрав 49,2 миллиона зрителей.
 Хотя, на мой взгляд, фильм получился гораздо слабее гайдаевских 
нетленок.
Но этому есть объяснение: Рязанов снимал «Итальянцев» 
через не могу, чуть ли не из-под палки. О других кинокомедиях 74-го 
говорить просто нечего — настолько они слабы и беспомощны. И 
«Неисправимый лгун» Вилена Азарова (кстати, авторы сценария фильма — 
Яков Костюковский и Морис Слободской), и «Нейлон 100%» Владимира Басова,
 и «Теща» Сергея Сплошнова. На должном уровне оказались лишь «Мелодии 
Верийского квартала» Георгия Шенгелая, но грузинский кинематограф в те 
годы вообще высоко котировался (фильм был удостоен призов на Всесоюзном 
кинофестивале в Баку, на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне).




















