Израильтян не пускают в Освенцим

Израильтян не пускают в Освенцим

Директор одной из старейших школ Тель-Авива отказался посылать школьников на экскурсии в Освенцим. С его точки зрения, это повышает уровень агрессии в обществе: старшеклассники возвращаются оттуда пропитанными ненавистью шовинистами. Однако именно о поездках в концлагеря, давно ставших традиционными, многие израильтяне вспоминают как о сильнейшем впечатлении в жизни.

Директор гимназии «Герцлия» – одной из старейших школ Тель-Авива, основанной еще в 1905 году на территории Яффо – недавно объявил, что отказывается посылать старшеклассников на ставшие уже традиционными для израильских школ экскурсии по нацистским лагерям смерти. В интервью изданию Haaretz он фактически объяснил свое решение тем, что не желает увеличивать «атмосферу ненависти» в стране.

Директор «Герцлии» Зеев Дагани – довольно примечательная фигура в израильской системе школьного образования. Он руководит одной из наиболее ярких и успешных школ в Тель-Авиве, выпускники которой без особых сложностей поступают в самые престижные вузы страны. При этом он решительно не признает господствующую государственную идеологию и отвергает все, что с его точки зрения противоречит гуманистическим идеалам. В каком-то смысле он похож на тех известных полудиссидентских еврейских директоров, которые руководили (а иногда и до сих пор руководят) легендарными школами в Москве, Петербурге и некоторых других городах России и бывшего СССР. Однако диссидентские взгляды Дагани распространяются на государство Израиль.

В 2014 году он уже стал известен отказом ввести в руководимой им гимназии совместную программу Министерства образования и ЦАХАЛа. Программа предполагает совместное обсуждение школьными учителями и армейскими офицерами тех вопросов, которые военные хотели бы видеть в школьной программе, чтобы способствовать армейскому призыву и популярности ЦАХАЛа среди молодежи. Дагани заявил, что задача школы – готовить молодежь не к армии, а к жизни, и он не хочет размывания границ между принципиально разными институтами. При всей критике, которой подвергли Дагани в Генштабе ЦАХАЛа, и в израильском Минобразования, и даже в сообществе выпускников гимназии (мнения последних, впрочем, разделились), он, тем не менее, сохранил как свои взгляды, так, разумеется, и должность. Увольнять таких директоров в Израиле не принято, к тому же программа объявлялась добровольной.


Теперь Дагани отказывается посылать своих старшеклассников в поездку по лагерям смерти. На что, видимо, тоже имеет полное право. По его словам, исключение поездок будет компенсировано увеличением учебных часов, посвященных истории уничтожения евреев во время Второй мировой войны, а также встречами с теми, кому удалось пережить Катастрофу. Среди прочего Дагани приводит и финансовые аргументы своего решения: поездки в Европу стоят не очень дешево, поэтому, по словам Дагани, их могут позволить себе только ученики из благополучных семей. Впрочем, директор «Герцлии» не скрывает, что эти соображения – не главные, и он принял принципиальное решение по другим причинам. «Некоторые дети, отправляющиеся в поездки, возвращаются оттуда бoльшими шовинистами. И я не думаю, что поездки должны проходить именно так».

По мнению директора, поездки в такие места, как лагеря смерти, могут иметь пользу, если в обществе царит мирная и терпимая атмосфера. Сейчас же впечатления, получаемые юношами и девушками от посещения крематориев Аушвица, служат лишь дополнительными аргументами для «делигитимизации другого». Под этим, если иметь в виду взгляды Дагани, по-видимому, подразумевается отношение к палестинцам в израильском обществе. Едва ли нынешнее решение директора «Герцлии» встретит меньшую критику, чем его предыдущие демарши. И здесь речь пойдет не только об излагаемых им взглядах. В конце концов, теперь на основании этих взглядов Дагани отменяет в своей гимназии то, что с 1980-х годов стало очень важным элементом школьного обучения. О таких поездках в Польшу многие вспоминают как об одном из главных впечатлений своих школьных лет – в том числе и о полученных личных эмоциях во время экскурсий по лагерям смерти.


Впрочем, заметим и то, что Дагани отнюдь не единственный израильтянин, у кого подобные школьные экскурсии вызывают неоднозначные чувства. Причины для этого могут быть разные. Некоторые считают, что подростковые поездки отнюдь не лучший формат для ознакомления с тяжелой и трагической темой. В конце концов, все понимают, что у толпы старшеклассников, отправляющихся в общую поездку на каникулы, голова будет занята далеко не только воспоминаниями о жертвах.

Критика, которую приводит Дагани, распространена в левой среде Израиля, где обращают внимание на содержание экскурсий: по их мнению, экскурсоводы, обслуживающие школьников, рассказывают им исключительно о страданиях и массовой гибели евреев – так что единственной усваиваемой эмоцией оказывается известное воинственное «Никогда больше», которое легло в основание государства Израиль. С точки зрения критиков, воспитывать подобную воинственность в юном поколении – не вполне здравая идея, а лагеря способны вызывать гораздо более сложные рефлексии.

Еще одно направление критики – форма, в которой проходят эти экскурсии и которая действительно вызывает определенные сложности с окружающим польским населением. Ведь один из выводов, которые делают многие юные экскурсанты: если евреев убивали на территории Польши, то значит, ее нынешние жители – потомки тех, кто виноват в произошедшем (опросы, проведенные среди школьников в Израиле в 2008 году, показали, что многие действительно считают поляков непосредственными исполнителями массовых убийств, а немцев лишь теми, кто привозил жертв в Польшу).


Как подростки, убежденные в виновности каких-то людей, могут выразить свое отношение во время таких экскурсий, лучше не упоминать. Но это действительно приводит к ряду неприятных эксцессов на улицах и в гостиницах. Кроме того, экскурсии проводятся так, что школьников из соображений безопасности изолируют от живого общения с местными жителями. Группы постоянно находятся под контролем охранников, которые чутко реагируют на все, что кажется им потенциально небезопасным. Иными словами, школьники, посещая страну, фактически узнают лишь о том, что когда-то на этой земле стояли лагеря, где уничтожали их народ. Едва ли это единственное, что можно извлечь из подобных поездок.

Однако при всех спорах уместен и другой вопрос: не стоит ли спросить об этих поездках самих школьников? В конце концов, желание отправиться на такие экскурсии не возникает просто так. Равно как и глубина впечатлений. Если они иногда ведут себя как идиоты, заставляя краснеть за страну, или усваивают «нежелательные» мысли, возможно, взрослым следует позаботиться о дисциплинарных и содержательных беседах, а не призывать к отмене поездок.


Станислав Кувалдин