Как Елена Проклова стала лучшей актрисой в СССР в 11 лет

Как Елена Проклова стала лучшей актрисой в СССР в 11 лет

28 марта отпраздновал свое 88-летие знаменитый кинорежиссер и сценарист, народный артист России Александр Митта. Его самыми известными работами стали первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» и сериал «Граница. Таежный роман», за который режиссер был удостоен Государственной премии. А всемирную известность ему принесла одна из первых работ, драма «Звонят, откройте дверь», где свою дебютную кинороль исполнила 11-летняя Елена Проклова. Для нее этот фильм во многом стал судьбоносным, ведь на съемках она испытала те же чувства, что и ее героиня…

Режиссерским дебютом Александра Митты стал детский фильм «Друг мой, Колька!..», который он снял через год после окончания режиссерского факультета ВГИКа, но настоящая популярность пришла к нему через 4 года, когда на экраны вышла драма о подростках «Звонят, откройте дверь», снятая по сценарию драматурга Александра Володина. «Пионерская тема», изрядно заезженная в советском кино, у Митты зазвучала по-новому, ведь в каком бы жанре ни работал режиссер, будь то остросюжетный фильм или мелодрама, в центре сюжета у него всегда были сложные человеческие взаимоотношения, которые режиссер раскрывал с присущими всем его работам глубиной и психологизмом. Режиссер поставил перед собой непростую задачу – снять детское кино с недетскими смыслами, о взрослой любви 11-летней девочки.


По сюжету, пятиклассница Таня, стараясь завоевать внимание десятиклассника-пионервожатого Петра, ставшего ее первой любовью, начинает заниматься общественной работой и разыскивает первых пионеров их города. Знакомясь с разными людьми, девочка испытывает новые, незнакомые чувства, и благодаря этому опыту она постепенно взрослеет. Чтобы в 1960-х гг. снять кино о первой любви пятиклассницы, Володину и Митте пришлось пойти на хитрость: на этапе утверждения сценария они заявили о том, что этот фильм – о пионерском движении, но на самом деле он был о трудностях взросления. Роль 11-летней школьницы была главной в фильме, и его успех в многом зависел от удачного выбора юной актрисы. Поиски длились несколько месяцев среди всех московских школьниц и были безуспешными: режиссер просмотрел около 11 тысяч претенденток, но ни одна из них его не устраивала.

Вторым помощником режиссера на съемках был Виктор Проклов, в прошлом – актер МХАТа. К нему на студию часто приходила 10-летняя внучка Лена, которая была так увлечена этими кинопробами, что выучила весь текст из них наизусть. Когда Александр Митта уже был близок к отчаянию из-за неудачных поисков главной героини, дедушка привел на пробы Лену Проклову. Ей предложили изобразить глубокое горе. Чтобы понять это состояние, ей пришлось представить, будто ее дедушка находится на грани смерти. Со своей задачей юная актриса справилась, но члены съемочной группы после этого еще долго не могли успокоить девочку. Так она получила свою первую роль в кино.

Позже Елена Проклова называла Александра Митту своим творческим отцом, ведь он открыл ее актерский талант в дебютном фильме, а потом снял ее еще в одной своей картине – «Гори, гори, моя звезда». Режиссер приглашал ее и в «Экипаж», но она отказалась, и свою звездную роль в этом фильме исполнила Александра Яковлева. О Митте актриса говорила: «Я с Сашей отработала две картины и действительно считаю его тем человеком, который привел меня в кино, научил любить труд, и очень ему благодарна за достаточно жесткие уроки, которые он мне давал».

Режиссер восхищался тем, что его юная актриса работала так же, как и взрослые, не жаловалась на трудности, снималась даже по ночам и не требовала поблажек: «Леночка с детских лет отличалась невероятной ответственностью и трудолюбием. Фильм «Звонят, откройте дверь» мы снимали зимой. Съемки проходили на бульваре. Были дикие холода, вся съемочная группа оделась в летчицкие комбинезоны, а она в тонких рейтузиках, в легком пальтишке. В какой-то момент она исчезала, убегала в автобус. Погреется, чай попьет, поплачет – и назад на работу. Это у нее семейное. Она из актерской семьи, ее дед был театральным режиссером, а в нашей съемочной группе вторым режиссером. Когда же надо было в мороз ходить по асфальту на коньках, репетировать, опять ждать своей очереди, а потом дубли, дубли, Лена вообще превращалась в ледышку, но не жаловалась, делала все как надо». А сама актриса спустя годы говорила: «Такую актерскую школу пройти – на мой взгляд, дорогого стоит. Она тяжелая, но закаляющая на всю жизнь».

16-летнего персонажа, в которого влюбилась героиня Прокловой, сыграл 24-летний Сергей Никоненко, выглядевший намного моложе своих лет. Елена так вжилась в образ, что пропускала через себя все чувства своей героини, и на самом деле увлеклась молодым актером. Позже она рассказывала: «Я была влюблена как героиня, а оно же для меня тогда одно и то же было – я играла эту любовь, вот я и влюбилась». Годы спустя Никоненко признался: «Я не замечал этих чувств, могу сказать честно… Да и я уже в ту пору женат был». Конечно, он не обратил внимания на то, с каким обожанием на него смотрела эта маленькая девочка. Так сюжет фильма стал для Елены Прокловой реальностью.

Этот фильм пользовался у зрителей большой популярностью – в год выхода его посмотрело около 11 млн зрителей, а в 1966 г. драма Митты получила главный приз Международного фестиваля детских фильмов в Венеции, и к молодому режиссеру пришла мировая известность и признание. На Творческой конференции киностудии «Мосфильм» работу Митты отметили бронзовой медалью, Елена Проклова была награждена дипломом «За лучшее исполнение женской роли», Ролан Быков – «За лучшее исполнение мужской роли», Александр Володин – «За лучший сценарий».


Позже Елена Проклова рассказывала, что тогда слава на нее вдруг обрушилась, как ледяной дождь. Ее везде узнавали, останавливали на улицах, брали автографы, она ездила на фестивали, давала интервью. Дед юной актрисы испугался такой популярности внучки – он не хотел, чтобы она продолжала сниматься, опасаясь, что в таком раннем возрасте эта слава искалечит ей жизнь. К счастью, Елене Прокловой удалось избежать звездной болезни и всех ее «осложнений».

После такого успешного дебюта Проклова уже не сомневалась в выборе дальнейшей профессии. Подростком она сыграла еще несколько ролей – в фильмах «Снежная королева», «Встречи», «Переходный возраст», «Гори, гори, моя звезда». Она говорила, что эти роли повлияли на ее формирование как личности даже больше, чем реальные эпизоды жизни. Поэтому она окончила Школу-студию МХАТ и продолжила сниматься в кино.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300320/45943/