Еще недавно Си говорил, что у Китая нет абсолютно никаких намерений «добиваться милитаризации» на своих островах. В прошлом месяце стало известно, что Китай установил противокорабельные снаряды и ракеты класса «земля-воздух» на трех островах архипелага Спратли
Меньше трех лет назад Си Цзиньпин стоял с Бараком Обамой в Розовом саду Белого дома и лгал сквозь зубы. В ответ на растущую обеспокоенность в связи с огромными усилиями Китая по терраформированию в Южно-Китайском море – по данным спутников, в разных местах появились семь искусственных островов – лидер страны источал мед и елей. Как провозгласил Си, у Китая нет абсолютно никаких намерений «добиваться милитаризации» на своих островах. Его строительные работы в море не предназначены для «воздействия» на любую страну.
Как указывает Стивен Сташвик в журнале Diplomat, эти опровержения всегда были подозрительными, учитывая растущее число сведений о радарных установках и железобетонных бункерах размером с бомбардировщик. В прошлом месяце стало известно, что Китай установил противокорабельные снаряды и ракеты класса «земля-воздух» на трех островах архипелага Спратли к западу от Филиппин, на большом расстоянии от своих берегов. (На некоторые или на все острова Спратли предъявляют права Бруней, Китай, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам). В мае Китай объявил, что несколько бомбардировщиков высадились на Парасельских островах, которые он не может поделить с Вьетнамом. Как говорит Билл Хейтон из аналитического центра Chatham House, заключительный шаг в милитаризации моря - развертывание штурмовиков на Спратли – лишь вопрос времени.
Пока остальные претенденты продолжают расширять и укреплять островки, которые они занимают, масштабы работ Китая, которые наконец-то замедлились, но успели покрыть около 3,200 акров (1300 гектаров) территории островов, умаляют усилия всех остальных. Китай заверял, что действует ради общего блага: он делает навигацию безопаснее, например, построив маяки. Эти уверения всегда звучали подозрительно. Во-первых, рекультивация - экологическая катастрофа. Рифы являются важными нерестилищами быстро сокращающихся рыбных промыслов моря, на которые приходится 12% мирового улова. Недавние действия Китая снова опровергают его предполагаемые альтруистичные намерения. Адмирал Филипп Девидсон, новый глава американского Индоокеанского Командования, говорит, что «теперь Китай способен контролировать Южно-Китайское море во всех сценариях, кроме войны с США».
Вопрос в том, что будут делать другие страны. На сегодняшний день китайская экспансионистская тактика по большей части была постепенной: она не настолько провокационная, чтобы подстрекать к ответу. Это, как утверждает Эндрю Эриксон из Военно-морского военного колледжа Америки, позволило Китаю добиться своего без лишней шумихи. Скорее всего, Китай думает, что отныне ему все сойдет с рук.
Возможно, так и есть. Два года назад трибунал ООН в Гааге вынес решение, опровергавшее грандиозные территориальные претензии Китая по иску Филиппин. Но Родриго Дутерте, только что ставший президентом, дал понять, что не станет раздувать конфликт. С тех пор он стал подхалимничать перед Си и часто критикует Америку, исторического союзника своей страны. Филиппинам нужны китайские инвестиции. Дутерте даже рассмотрит вопрос совместного использования газовых запасов в спорных водах.
Что касается Америки, то администрация президента Трампа, похоже, намерена давить на Китай на нескольких фронтах, включая торговлю. Министр обороны Джеймс Мэттис обещал «большие последствия», если Китай не одумается. Однако на данный момент Си имеет право гордиться собой: он держит в руках один из самых оживленных морских маршрутов в мире и огромные запасы нефти, газа и рыбы. Своему народу он может представить это как возвращение к законному порядку. Пока неясно, каковы будут «большие последствия».