Как отличить надежного застройщика от проблемного

Как отличить надежного застройщика от проблемного

Представим себе ситуацию. Человек решил купить квартиру, нашел несколько вариантов, подходящих по цене, по месторасположению, планировкам. Остался один критерий: надежность застройщика. Как ее определить? И на что обратить внимание покупателю, заходя на сайт компании, общаясь с менеджментом, приезжая на стройку, чтобы не ошибиться с выбором? Шаг первый - идем на сайт строительной компании
Итак, первым делом человек, желающий купить квартиру, идет в интернет. Сначала ему помогают поисковые системы, базы новостроек, которых в сети очень много, и составить список новостроек несложно. Но чтобы более тщательно изучить каждый подобранный объект, необходимо зайти на сайты самого строящегося жилого комплекса и непосредственно застройщика.

На сайтах должна быть представлена конкретная информация – о застройщике и об объекте, который он возводит. Вам необходимо прочесть на сайте полное название фирмы-застройщика, ее адрес, режим работы, данные о госрегистрации компании, об ее учредителях, о финансовом состоянии. Нужно увидеть лицензию и отчет о построенных за последние три года объектах.

Что касается объекта, - новостройки, которую вы себе облюбовали, то тут требуется смотреть проектную декларацию (со всеми изменениями), разрешение на строительство, документы о правах собственности или аренды земельного участка, свидетельство об экспертизе проектной документации. Если каких-то документов на сайте не хватает, то потом уже при визите в офис надо их попросить показать.

Очень хорошо, если на сайтах есть интересные сервисы, помогающие больше узнать о проекте, да и вообще открытость в информационных вопросах лишь подтверждает надежность компании. В плюс работает наличие виртуальных туров, форумов, дневника стройки, камер, транслирующих стройку онлайн. Размещая ипотечные программы, застройщик также информирует, что проект проверен и аккредитован банком.

Желательно наличие на сайте новостного раздела, где, в том числе будут размещены публикации СМИ о застройщике и его проектах.

Шаг второй – изучаем историю застройщика
Теперь полученные данные нужно проанализировать и сосредоточиться на истории компании. Эту информацию, скорее всего, придется собирать по нескольким источникам – сайту компании, форумам потребителей, статьям в прессе, официальным (правительственным) ресурсам.

Самое главное выяснить – что, где и когда компания строила, какие это жилые комплексы. Портфель всех реализованных проектов обязателен.
Стоит оценить масштаб деятельности застройщика, обратить внимание на способность доводить до конца начатые объекты.
Уже неплохо, если в портфеле компании хотя бы 2-3 проекта, причем один из них должен быть уже построен и заселен. Желательно, чтобы завершенные масштабы застройки такой компании как минимум колебались в пределах 150-200 тысяч кв. метров жилья.

Не лишним будет посетить форумы жилых комплексов, которые создают покупатели и жители. Как правило, такие форумы появляются, когда объект только начинает строиться. Но когда строительство заканчивается, и люди заселяются, они почти всегда продолжают обсуждать свои проблемы, так что ресурс никуда не исчезает. В большинстве своем подобные форумы дают представление о том, как работает застройщик.

Шаг третий - общаемся с менеджментом
Следующий этап - разговариваем с менеджерами, посещаем офис. Если на предыдущих стадиях – из интернета - не удалось выяснить что-то важное, касающееся объекта и застройщика – будем добывать информацию от сотрудников компании.

Само собой, менеджеры обязаны быть вежливыми и доброжелательными, это даже не обсуждается. Смотреть нужно на то, как они работают, хорошо ли знают проект, который продают.

Менеджмент должен предоставить полную информацию о жилом комплексе – от месторасположения и схемы реализация новостройки – до расположения корпусов и ассортимента квартир.

На все вопросы, связанные с характеристикой застройщика, менеджеры должны реагировать спокойно, даже если какие-то моменты и не являются однозначными. Так, если конечные бенефициары застройщика находятся, например, в оффшорной зоне, то менеджер должен внятно и кратко объяснить структуру компании, разъяснить отсутствие рисков.

Не так уж и редко бывает, что сотрудники компаний покупают недвижимость в тех же самых комплексах, которые они и продают. Это, несомненно, плюс проекту и компании – значит, менеджмент уверен, что у объекта не будет проблем. Да и расскажут они об объекте побольше, с неким личным отношением. Такой разговор, получается неформальным: сотрудники не просто рассказывают о жилом комплексе, но и делятся опытом, своими открытиями и наблюдениями, дают потенциальным клиентам ценные советы.

Но при этом крайне желательно, чтобы менеджеры воздержались от чрезмерного восхваления своего проекта и «полива грязью» конкурентов – это просто несолидно. Хотя объекты коллег надо знать, вопросы, касающиеся соседних строек, люди задают довольно часто.

Шаг четвертый - поездка на стройку
Итак, сайт изучили, со всеми поговорили, - едем на стройку! Сразу оговоримся – просто так «на объект» сами по себе вы не попадете – стройка охраняется, ведь по технике безопасности посторонним «вход воспрещен».

Но увидеть стройку все-таки можно – не только через трансляцию на сайте, а «живьем». Часто клиента подводят к стройке, но за забор не пускают – он может понаблюдать за работами издали. Некоторые компании специально строят офисы продаж в несколько этажей, и у посетителей есть возможность подняться повыше, и уже сверху посмотреть на площадку. Наконец, застройщик может выделить специальные дни для посещения стройки, - в этом случае клиентам выдаются каски, их проводят по определенному, наименее опасному маршруту. И это, видимо, наиболее приемлемый вариант.

На что важно обратить внимание непосредственно «на объекте»? Первое – на стройке должна быть жизнь! Пустующая площадка – это повод задуматься, если перерыв в работе не связан с особенностями технологического процесса.

Но и присутствие на площадке рабочих не всегда свидетельствует о том, что все «О кей». Бывает, что по стройке ходит всего несколько человек, и не понятно, чем конкретно они занимаются. Нормальное функционирование стройки, как правило, подразумевает работу разных типов бригад, например, параллельно может вестись отделка фасада и монтаж строительных сетей.

Второе – смотрим, насколько «культурно» и цивилизовано здесь работают. Подъездные пути к площадке, а также сама ее территория должны быть организованы и более-менее очищены от мусора. Если на площадке полный хаос, невозможно подъехать из-за груд строительного мусора, это тоже нельзя назвать образцовым вариантом.

Третье – отслеживаем динамику. Правда, для этого придется наведаться на стройку еще раз, скажем, через месяц и увидеть, что же изменилось. Необязательно изменения будут видны невооруженным глазом, особенно если эта завершающая стадия строительства, но специалисты должны доходчиво показать и объяснить, что происходит на площадке в данный момент.

Шаг пятый – прицениваемся
Сегодня очень многие компании готовы уступить в цене. Застройщики учитывают, что у нынешних покупателей лишних денег нет, доходы людей существенно сократились, и если не найти какой-то компромисс, люди просто откажутся от покупки до лучших времен. А этого компаниям совсем не хочется, поэтому они либо уже выходят на рынок с весьма умеренными ценами даже ниже среднего, либо привлекают покупателей скидками.

Но скидки должны быть соразмерными рынку, - нормальный размер дисконта на сегодня - это 5-10%. А если застройщик готов запросто уступить четверть, треть, не дай бог полцены, то тут, по крайней мере, нужно насторожиться. Большой дисконт - это первый признак нестабильного финансового положения застройщика.

Если проект достоин внимания покупателей, то есть, продуман, спроектирован, концептуально наполнен, динамично строится и продается в правовом поле и по адекватной цене, то демпинговать цену просто так, теряя прибыль, никто не будет.
Необходимо понимать, что все застройщики работают примерно в одинаковых рыночных условиях. Стоимость квартиры может варьироваться в зависимости от района, от технологии строительства, площади объекта, уровня благоустройства. Но слишком низкая цена должна быть обоснована. Застройщики – это, как правило, коммерческие компании, цель которых – прибыль. И цена «ниже рынка» очень часто имеет скрытые мотивы.
Но не всегда большие скидки говорят о злом умысле. На рынке встречаются объекты, которые изначально были переоценены застройщиком. Пересмотрев свою маркетинговую стратегию, такие компании снижают ценник по сравнению с первоначальным – иногда до 20%. Но чтобы как-то сохранить лицо перед теми, кто уже купил квартиры, они объявляют о «скидочной акции». В таком случае для беспокойства нет повода, но осторожность не помешает – ведь через некоторое время цена опять может быть снижена.

Солидные скидки могут быть приурочены к праздникам, юбилею компании, но они практически всегда ограничены по времени. Другое ограничение –привлекательные дисконты (более 15%), в распространяются не на все квартиры в комплексе, а на какие-то определенные: в конкретной секции, наименее востребованные, «остатки» после сдачи объекта и т.п. Короче говоря, «скидочную политику» надо тоже анализировать.