Ну, во-первых, сразу хочу ответить на провокацию в названии статьи: ничего выбирать «для» или «за» ребенка не надо. Что бы это ни было: секция, профессия, школа, ВУЗ, партнер по жизни. Хотя нам - взрослым - иногда и кажется, что мы знаем лучше и сделаем правильный выбор, уберегая своё чадо от ошибок и неприятностей.
Озвучу свою принципиальную позицию как психолога и как мамы. Можно помочь сделать выбор ребенку, но ни в коем случае не делать это за него. Это даёт возможность чувствовать ребенку свою ответственность, значимость в принятии собственных решений, развивает самостоятельность и независимость. Хотя, конечно, не каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был от него независимым. Но это уже совсем другая история. Что нужно учесть, помогая выбирать кружок или секцию для своего ребенка:
1. Поинтересуйтесь мнением ребенка.
Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...». Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.
2. Поэтому второй важный пункт – способности, склонности, интересы вашего сына или дочки.
Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Иногда важнее с помощью кружка организовать эмоциональную разрядку от накопившегося за день напряжения, поэтому целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься.
3. С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка.
Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий. Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Если вам все понравилось, и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.
У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.
• Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
• Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас – денег.
• Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей – организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.
Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану. Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет – напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.
Как показывает практика, сразу же найти свой кружок удается далеко не всем. Поэтому не пугайтесь, если ваш ребенок часто меняет кружки. Это нормально, в любом случае, он приобретает интересный жизненный опыт. Поэтому пусть ищет, экспериментирует! Но обязательно обсудите с ребенком, почему он принял такое решение. Ведь вероятность, что его решение обусловлено проблемой, которую можете решить вы (например, сложности в общении с группой), тоже есть. Если же ребенок долго ходил в какую-то секцию, а потом вдруг решил бросить, то, возможно, он уже научился тому, чему хотел. Итак, дорогие родители, желаю вам и вашим детям правильного выбора!