"Как Украина исчезла в тумане импичмента" - Igor Aizenberg

"Как Украина исчезла в тумане импичмента" - Igor Aizenberg

Статья бывшего специального посланника по Украине Курта Волкера, опубликованную 28 января в журнале Foreign Policy (Внешняя Политика).

У меня к ней есть несколько претензий, которые я отметил в примечаниях в скобках. Волкер пытлся представить ряд дел лучше, чем они есть, или были на самом деле, представить политику администрации Трампа в лучшем свете. Он также пытался показать, что если бы не импичмент Трампа, то все было бы в американо-украинских риношениях прекрасно. Но почему-то он забыл упомянуть, что импичмент Трампу объявлен, в частности, за то, что он этим отношениям нанес огромный ущерб, злоупотребив властью, пытаясь заставить Украину оказывать ему личные услуги, пытаясь использовать Украину в своих сугубо личных целях, вообще полностью игнорируя то, что Украина защищает себя и весь свободный мир в войне с Россией. И Волкер обошел вообще вниманием то, что сам активно участвовал в этой теневой "дипломатии" Трампа, ломая то, что сам только недавно строил.
Оценка Волкером Зеленского - это его оценка.

Можете сравнить и то, что написал в Нью-Йорк Таймс в воскресенье Билл Тэйлор с тем, что написал Курт Волкер.

Вот перевод. В скобках несколько моих комментариев, о которых я писал выше. Ссылка на оригинал. Ссылка на перевод статьи Тэйлора для тех, кто еще не читал.

Курт Волкер. 28 января 2020 года.

«На прошлой неделе государственный секретарь США Майк Помпео, по сообщениям, задал риторический вопрос корреспондентке NPR: «Вы думаете, что американцам есть дело ло Украины?» Планируя свой собственный визит в Украину в пятницу, 31 января, Помпео демонстрирует, что есть дело. Действительно, его визит является своевременным напоминанием о том, что успех этой огромной европейской страны в преодолении российской агрессии и реформировании коррумпированной политико-экономической системы гораздо важнее для Соединенных Штатов, чем если эта страна просто служит фоном для внутриполитических баталий в США.

Украина - это страна с населением более 40 миллионов человек, крупнейшая из стран, полностью находящаяся в пределах Европы, потенциальная сельскохозяйственная и экономически мощная сила, барометр возможностей для успеха среди других бывших советских республик и страна, народ которой разделяет американские ценности свободы, демократии, прав человека и верховенства закона, а также борющаяся за свою безопасность в чрезвычайно сложных условиях.
Если Украина, колыбель славянской цивилизации, предшествовавшей Москве, преуспевает как свободолюбивая, процветающая и безопасная демократия, это дает миру огромную надежду на то, что однажды и Россия сможет измениться. Представьте себе, что когда-нибудь - вместо того, чтобы тратить огромные ресурсы на защиту себя и своих союзников от воюющей России - Запад может работать вместе с Россией, которая нацелена на обеспечение лучшей жизни русского народа. Представьте себе, если бы Россия преодолела нынешнюю эпидемию авторитаризма, коррупции, агрессии по отношению к соседям, подрывной деятельности против наших союзников по НАТО и поддержки разрушительных сил и режимов во всем мире. Среди всех этих угроз и возможностей Украина является ключевым фактором.
Поэтому для Соединенных Штатов и Украины трагедия состоит в том, что внутренняя, партийная политика США, кульминацией которой стал продолжающийся процесс импичмента, оставила Украину и ее нового, настроенного на реформы президента Владимира Зеленского не защищенным и относительно изолированным. Единственный, кому это выгодно, - президент России владимир путин. Визит Помпео - это критическая важная возможность вернуть поддержку Украины со стороны США в нужное русло.
И «возвращение в нужное русло» - это как раз то, что нужно. В течение первых двух с половиной лет правления Трампа политика США в отношении Украины была достаточно сильной. В первые дни существования администрации Трампа возникли серьезные и сложные вопросы о направлении политики США. Сможет ли администрация отменить санкции против России? Будет ли она заключать какую-то грандиозную сделку с Россией, в которой она обменяет признание захвата Россией украинской территории на какую-то другую сделку в Сирии или где-либо еще? Признает ли администрация объявленную Россией аннексию Крыма? Станет ли это просто еще одним замороженным конфликтом? Было также огромное количество вакансий на ключевых дипломатических должностях; в то время никто не представлял Соединенные Штаты в переговорном процессе о прекращении войны на востоке Украины.
Начиная с середины 2017 года и вплоть до начала расследования импичмента в сентябре 2019 года, политика США в отношении Украины была сильной, последовательной и пользовалась поддержкой всей администрации, двухпартийной поддержкой в Конгрессе и поддержкой союзников США и самой Украины. Администрация намеренно изменила язык, который ранее использовался для описания войны. Вместо «украинского конфликта» администрация Трампа стала использовать слова «российская агрессия» и «оккупация». Вместо «зоны, не контролируемой государством», администрация стала говорить «контролируемая Россией территория», вместо «поддерживаемые Россией сепаратисты», администрация стала говорить «российские силы».
(Должен заметить, что это практически все, о чем шла речь в этом абзаце, не вполне соответствует действительности. Волкер выдает то, что он действительно много раз и даже постоянно публично говорил сам за то, что говорят Трамп и его администрация. Это Обама и все представители его администрации после вторжения российских регулярных войск в Украину в августе 2014 года стали использовать исключительно термины «российская агрессия» и «оккупированные территории». Администрация Трампа наоборот, немедленно после прихода к власти, перестала пользоваться этими терминами. Трамп называл войну в лучшем случае «конфликтом», вообще никогда не говорил ни о войне, ни об оккупированных территориях, а слова «поддерживаемые Россией сепаратисты» - это укоренившийся штамп в устах слишком многих американских и политиков, и журналистов – И.А).
Вместо того чтобы призывать «обе стороны» проявлять сдержанность, Соединенные Штаты призвали к «выводу» российских войск и «демонтажу» «так называемых народных республик» (и вновь – эти слова звучали только из уст самого Волкера – И.А.). Это изменение в риторике помогло прояснить ответственность России за войну, поддерживать сильную европейскую оппозицию российской оккупации, поддерживать и усиливать санкции США (и это не соответствует действительности, администрация Трампа не только не усилила реальные, действенные санкции, но практически полностью саботировала закон о санкциях от 2 августа 2017 года и в январе 2019 года отменила санкции против трех самых прибыльных компаний Дерипаски – И.А.), поддерживать санкции ЕС против России.
Администрация Трампа также тесно координировала политику Украины с союзниками в Европе и Канаде, поддерживая единый фронт против российской агрессии и в пользу демократии, реформ, суверенитета и территориальной целостности Украины. Политика Украины - одна из немногих областей, где политика США и Европы находится очень близко друг к другу.
Администрация отменила запрет эпохи Обамы на продажу оборонительного оружия Украине (и здесь посол Волкер лукавит, запрета на поставки оружия не было, хотя не было и решения о его поставках, в частности из-за того, что этому очень противилась канцлер Меркель, угрожая, что не сможет обеспечивать продление санкций – И.А.), поставляя, среди прочего, противотанковые ракеты Джавелин, катера береговой охраны и противоснайперские системы. Несмотря на недавний шум по поводу паузы в оказании помощи США в сфере безопасности этим летом, обстоятельства которой являются темой слушаний по вопросам импичмента, оборонительная поддержка США для Украины была и остается надежной (и здесь я бы очень поспорил о надежности помощи, которую можно взять и остановить, причем абсолютно вопреки закону – И.А.).
25 июля 2018 года Помпео издал «Крымскую декларацию», в которой, как и в Декларации Уэллса 1940 года, касающейся стран Балтии, четко и окончательно изложена политика Соединенных Штатов по непризнанию объявленной Россией аннексии Крыма. Несмотря на серьезные недостатки в Минских соглашениях, администрация признала, что они являются единственными постконфликтными документами, в которых Россия формально признает территориальную целостность Украины. В связи с этим администрация настаивала на полном и добросовестном выполнении Россией минских соглашений, включая передачу Россией контроля над украинской стороной международной границы украинским властям. В то время как Франция и Германия не хотели публично оказывать давление на Россию, вместо этого призывая «обе стороны» предпринять шаги, Соединенные Штаты были более откровенными и прямыми, призывая Россию выполнить свои обязательства по Минску, включая вывод иностранных войск. роспуск незаконных вооруженных формирований и демонтаж так называемых народных республик.
Начиная с сентября 2019 года, этой политике США - хотя и не измененной - не хватает сосредоточенности и энергии. Партийная политика и, в частности, процесс импичмента, побудили большинство чиновников, являющихся экспертами по Украине, либо оставить правительство, либо уйти в тень, чтобы избежать попадания под перекрестный огонь.
В результате было США недостаточно участвовали и координировали проведение саммита в нормандском формате, который состоялся 9 декабря 2019 года. На последующей пресс-конференции путин, сидя рядом с президентом Франции Макроном и канцлером Германии Меркель, отвергал любую российскую ответственность за войну, вместо этого заявляя, что конфликт является внутренним делом Украины, и призвал Украину вести прямые переговоры с «сепаратистскими» режимами (которые контролирует Россия). Ни Макрон, ни Меркель ничего на это не ответили, не было слышно и ни одного американского голоса.
Вернувшись в Москву, путин также заявил, что восстановление украинского контроля над своей стороной международной границы с Россией - важнейшего элемента минских соглашений - приведет к очередной Сребреницкой бойне. Заявление Путина, прямо противоречащее обязательствам России по Минску, не было оспорено США и Европой. 23 декабря Россия сделала еще один шаг к укреплению своего контроля над Крымом. Путин отправил первый поезд по мосту через Керченский пролив в Крым, открыв новый маршрут поставок на полуостров прямо с территории России. Европейский Союз осудил этот шаг. Соединенные Штаты промолчали. 15 января путин сменил премьер-министра медведева, а 25 января Владислав Сурков, до того момента главный представитель России по вопросам оккупации украинских территорий (а также в поддержке оккупации Абхазии и Южной Осетии в Грузии), по сообщениям, подал в отставку. Эти изменения могут иметь серьезные последствия для политики России в отношении Украины. Опять тишина из США.
Если Трамп хочет бороться с коррупцией в Украине, он должен обратить пристальное внимание на продолжающийся спор между страной и МВФ по поводу одного из ее крупнейших банков.
Одной из ключевых частей проблемы является то, что процесс импичмента отодвинул в сторону большую часть чиновников, отвечающих за политику в отношении Украины. Администрация решила не назначать нового специального представителя США после моей отставки 27 сентября 2019 года. Не был назначен и утвержден новый посоа США. Филип Рикер, исполняющий обязанности помощника госсекретаря, не может уделить Украине должного внимания. Тим Моррисон, Фиона Хилл, Мари Йованович, Весс Митчелл и Билл Тейлор ушли. Президент дистанцировался от тех, кто остается на своем посту, оставляя наших иностранных собеседников в сомнениях, могут ли те, кто остались на самом деле выступать, представляя политику США. А другие чиновники не хотят вовлекаться в политику в отношении Украины из-за нежелательного политического или даже юридического воздействия для себя.
Именно поэтому поездка Помпео так важна. Только Помпео может седлать авторитетное заявление о постоянной и решительной поддержке Украины со стороны США. В идеале визит Помпео должен послужить выполнению следующего.
Во-первых, госсекретарь должен публично объявить о назначении нового посла США в Украине, который будет пользоваться полным доверием администрации. Он также должен назначить заместителя госсекретаря США Стивена Бигуна, который имеет солидный личный опыт и авторитет в обеих партиях в вопросах защиты развивающихся европейских демократий от российской агрессии, ответственным лицом в администрации для будущих переговоров по Украине.
В то время, когда импичмент затмил политику США в отношении Украины, Помпео должен подтвердить поддержку США полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины, в том числе над Крымским полуостровом (для чего Помпео имеет уникальные возможности, учитывая его заявление в июле 2018 года). Он также должен подтвердить поддержку США членству Украины в НАТО и ЕС и обязаться продолжать наращивать помощь США в сфере обороны Украине в 2021 году и одобрить продажу иностранных вооружений Украине, включая дополнительные поставки противотанковых ракет Джавелин. Он также должен выразить поддержку США недавнему соглашению Украины с Россией о транзите газа, в то же время подтверждая несогласие США с завершением строительства российско-германского трубопровода СП2.
Помпео должен также подтвердить решительную поддержку США Зеленскому и большие надежды на усилия Зеленского по борьбе с коррупцией и осуществлению необходимых реформ. Это должно включать поддержку со стороны США принятия антимонопольного законодательства, чтобы разрушить олигархическую систему, которая удерживалась в Украине на протяжении десятилетий.
Наконец, Помпео должен приехать в Киев с готовностью объявить дату (после сенатского голосования по импичменту) будущего визита Зеленского в Белый Дом.
Несмотря на давление и неудачи, с которыми он сталкивался с лета, Зеленский остается лучшей надеждой для Украины в плане проведения существенных реформ, которые сломают власть олигархов в стране и восстановят суверенитет над Донбассом. Зеленский заслуживает полной поддержки США в этих усилиях. Визит Помпео в Украину - это важная возможность наконец воплотить все это в жизнь»

Igor Aizenberg