Как Владимир Гройсман манипулирует показателями доходов местных бюджетов

Как Владимир Гройсман манипулирует показателями доходов местных бюджетов

Председательствуя на заседании Организационного комитета по подготовке и участию спортсменов Украины в Олимпийских играх, 27 мая Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил: «C 2016 года вопросы поддержки спорта и физической культуры находятся в координации местной власти». Он отметил, что в результате финансовой децентрализации доходы местных бюджетов выросли на около 40 %. Несмотря на это, Владимир Гройсман призвал органы местной власти развивать спортивное движение и инвестировать в него ресурсы.

ВЕРДИКТ: ЛОЖЬ

Собственные средства в распоряжении местных властей выросли за 2015 год на 19%, однако объем товаров и услуг, которые на них можно купить, будет на 17% ниже, чем в 2014 году.
Таким образом, денег у территориальной власти для инвестиций и развития спортивного движения на самом деле меньше, чем нужно. Зато объем бюджетных средств в распоряжении правительства рос быстрее, чем инфляция.


СУТЬ ПРОБЛЕМЫ:

Одной из ключевых трансформаций, запущенных властями еще в 2014 году, стала реформа местного самоуправления. В ее рамках предполагается пересмотреть направления, механизмы, сроки формирования территориальной организации власти, повысить качество и доступность публичных услуг, перестроить бюджетно-финансовые отношения государства и территориальных общин.

Реформой местного самоуправления предусмотрена передача значительной части полномочий центрального правительства на территориальные уровни. Чтобы обеспечить местные общины и органы власти достаточными финансами для выполнения расширенных полномочий, в Бюджетный кодекс Украины был внесен ряд изменений и дополнений:

— из государственного бюджета передана плата за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей) и государственной пошлины;

— увеличен процент зачисления экологического налога с 35 до 80%;

— за местными бюджетами закреплены стабильные источники — налог на доходы физических лиц по новым нормативам (бюджеты городов областного значения, районов — 60%, областные бюджеты — 15%, бюджет г. Киева — 40%) и налог на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты — 10%);

— с 2015 года введен сбор с розничных продаж подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) по ставке в диапазоне от 2 % до 5 % стоимости реализованного товара вместо сбора за виноградарство, садоводство и хмелеводство, который будет поступать в местные бюджеты;

— с 2015 года расширена база налога на недвижимость путем включения в налогообложение коммерческого (нежилого) имущества.

Вместе с бюджетной децентрализацией реформой также предусмотрено создание Государственного фонда регионального развития (ГФРР). В его полномочия входит финансирование инвестиционных проектов развития территориальных общин, имеющих целью развитие регионов, создание инфраструктуры индустриальных и инновационных парков, которые соответствуют приоритетам, определенным в Государственной стратегии регионального развития и соответствующих стратегиях развития регионов.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АРГУМЕНТЫ:

Новая схема распределения налогов и сборов между центральной властью и территориальными общинами уже в 2015 году вызвала значительные изменения в местных бюджетах. В разы выросли их поступления от государственной пошлины, налога на прибыль предприятий, акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами и налога на недвижимое имущество (график 1).


График 1. Рост поступлений местных бюджетов от некоторых видов налогов и сборов в 2015 году по сравнению с 2014 годом, разы [Источник: FactCheck на основе Госказначейства]

Однако, указанные налоги и сборы не являются определяющими в наполнении средствами местных бюджетов (график 2). Главную роль в них играет налог на доходы физических лиц, на который в 2015 году пришлось почти 19% доходов. Объемы поступлений от этого налога третий год подряд демонстрируют падение: с 64,6 млрд грн в 2013 г до 62,6 млрд грн в 2014 и до 54,9 млрд грн в 2015 году.
График 2. Доля некоторых видов налогов и сборов в доходах местных бюджетов в 2015 году, % [Источник: FactCheck на основе Госказначейства]

Недостаток средств в местных бюджетах правительство, как и до начала реформы территориальных общин, покрывает за счет межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты — это деньги, которые передаются из государственного бюджета в бюджеты областей, городов или общин для сбалансирования их финансов.

Такие трансферты не предусматривают возвращение назад, в отличие от займов. Сохранение контроля правительства над местными бюджетами за счет межбюджетных трансфертов означает, что реформа продвигается достаточно медленно. У общин пока не хватает собственных средств, чтобы профинансировать местные нужды, и они зависят от помощи правительства.

Сравнивая суммы средств, поступивших в бюджеты различных уровней в 2015 году против 2014 года, следует отметить такие тенденции (график 3):

    доходы местных бюджетов без межбюджетных трансфертов от правительства выросли на 19 %;
    доходы местных бюджетов вместе с межбюджетным трансфертам от правительства выросли на 27 %;
    доходы государственного бюджета, которым распоряжается правительство, выросли на 59 %.



Примечание: МБТ — межбюджетные трансферты

График 3. Поступления в государственный и местные бюджеты и межбюджетные трансферты в 2013 — 2015 годах, млрд грн [Источник: FactCheck на основе Госказначейства]

Однако во внимание следует принять инфляционные процессы, наблюдавшиеся в экономике Украины на протяжении 2015 года. Как известно, рост цен за прошлый год составил 43,3 %. Доходы бюджетов всех уровней повышались в первую очередь за счет увеличения количества денег, находящихся в обращении. Инфляционные процессы оказались настолько бурными, что перекрыли потери бюджетов от падения производства в стране.

FactCheck совершил переоценку поступлений в бюджеты различных уровней с учетом инфляции. Доходы, в 2015 году собранные в них, было посчитаны в ценах 2014 года. Оказалось, что:

    реальные доходы местных бюджетов без межбюджетных трансфертов от правительства упали на 17%;
    реальные доходы местных бюджетов вместе с межбюджетным трансфертам от правительства сократились на 11%;
    реальные доходы государственного бюджета, которыми распоряжается правительство, выросли на 11%.

Указанные цифры означают, что хотя собственные средства в распоряжении местных властей выросли с 2015 года на 19 %, однако объем товаров и услуг, которые на них можно купить, будет на 17 % ниже, чем в 2014 году. Таким образом, денег у территориальной власти для инвестиций и развития спортивного движения на самом деле меньше, чем нужно.

На 2016 год в проект Государственного бюджета Украины заложены

    рост собственных доходов местных бюджетов на 21 %;
    рост доходов местных бюджетов с учетом межбюджетных трансфертов — на 10 %;
    рост доходов государственного бюджета, которыми распоряжается правительство — на 8 %;
    а также инфляция на уровне 12 %.

Однако, как уже писал FactCheck, есть основания ожидать, что по итогам года фактический рост цен окажется выше запланировано. Таким образом, в текущем году ситуация с недофинансированием развития спорта имеет шансы повториться.

Источник