Молдова — маленькая, но стратегически важная страна между Румынией и Украиной, чьи результаты парламентских выборов в этом году определят курс страны, будь то ускорение сближения с ЕС или усиление пророссийских сил. Парламентские выборы 2025 года в Молдове по счету двенадцатые, очередные выборы в национальный парламент. Зарегистрировано около 25 партий, подавших надлежащую документацию. Однако основные конкуренты остаются теми же, что и в 2021 году:
- Партия «Действие и солидарность» (PAS) президента Маи Санду. Это проевропейская сила, которая сформировала монобольшинство в парламенте после выборов 2021 года и имеет 63 мандата. Именно благодаря партии «Действие и солидарность» Молдова получила статус кандидата в ЕС, активизировала антикоррупционные реформы и пытается оторваться от российской орбиты. Для проевропейских избирателей «Действие и солидарность» — символ перемен, но и объект критики за сложную экономическую ситуацию и темпы реформ.
- Блок «Патриотический избирательный блок» – пророссийский, поддерживаемый Россией политический спектр. Это объединение Социалистов Игоря Додона, Коммунистов и других партий. Их цель состоит в том, чтобы вернуть Молдову в зону сбалансированной или откровенно пророссийской политики, активизировать связи с Москвой и замедлить интеграцию в ЕС. Летом эти силы объявили о координации действий, рассчитывая консолидировать пророссийский электорат.
- Оппозиционные силы от Гагаузии до центристских инициатив, националистического и унионистского направлений, имеющих частичную поддержку со стороны Румынии. Они способны получить от 10 до 30 мандатов и стать золотой акцией в формировании коалиций.
- Пророссийские силы, находящиеся под давлением и частично исключенные от участия из-за решения Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Молдовы, в данном случае исключены несколько партий, связанных с олигархом Иланом Шором.
Предвыборный фон, в виде обостренной конфронтации с Россией, заключающейся в обвинении в интерференции, дипломатических высылках, вмешательстве в дела политсил и попытках помочь отдельным фигурам, это делает выборы не только внутриполитическими, но и геополитическими. Также немало важный факт выбора заключается в том, что ЕС оказывает финансовую помощь, оборонные гранты и дипломатическую поддержку, поэтому про-европейский вектор не только политический, но и материальный.
Картина, которую видим сейчас, заключается в том, что эти выборы — не только внутреннее дело Молдовы. И поэтому давление в виде поддержки, или наоборот, имеем со стороны разных стран. Россия активно поддерживает пророссийские силы. Кремль вкладывает ресурсы в медийную пропаганду, дезинформационные кампании, финансовые вливания. Последние месяцы наблюдаем ряд инцидентов, начиная с заявлений о вмешательстве, высылке дипломатов и заканчивая случаями, когда подозреваемые политики избегали ареста из-за «российского содействия». Задача Москвы проста – сорвать евроинтеграционный курс и вернуть контроль над Кишиневом. Кремль не ограничивается прямой поддержкой только открыто пророссийских сил, а охватывает широкий спектр политических настроений, включая консервативные, евроскептические и унионистские.
Европейский союз, он же «Запад», разумеется, открыто поддерживает проевропейские силы как дипломатически, финансово, так и технически. ЕС оказывает помощь для укрепления обороноспособности Молдовы и одновременно общается с избирателями о преимуществах интеграции. Но официальные заявления избегают прямой поддержки партий — больше акцент на всеобщих призывах к свободным и честным выборам. «Запад» делает ставку на демократичность выборов и продолжение реформ. С другой стороны, Румыния оказывает влияние косвенно, однако очевидно заинтересована в стабильной проевропейской Молдове, значительная часть граждан ориентирована на румынскую культуру и язык, и Румыния является естественным внешним «партнером» для проевропейских сил. Брюссель сигнализирует, что, если проевропейские силы победят, перспектива членства в ЕС станет более реальной. Вместе с тем есть и частично вмешательство США, однако более техническое, США обеспечивают экспертную поддержку, а также отслеживают возможные вмешательства Москвы. Ведь знаменитый Илан Шор и другие бизнес-группы имеют собственные интересы и способны влиять на ход кампании через финансирование и медиа. В результате выборы превращаются в настоящую геополитическую арену, где сталкиваются два вектора: западный и восточный.
По прогнозам экспертов, выборы будут сложными — предполагается использование методов подкупа избирателей, организации «каруселей», подразумевается переманивание и переправка избирателей и админресурса. Об этом свидетельствуют исторические практики выборов в Молдове, особенно в районах с большой русской или пророссийской поддержкой. Активно также проходят информационные войны через соцсети и СМИ, то есть распространяются фейки, дезинформация, заказные опросы общественного мнения, пытающиеся создать иллюзию падения поддержки проевропейских сил. Поэтому, как понятно – предвыборный период в Молдове сопровождается традиционными проблемами:
- Подкуп избирателей – классический инструмент в постсоветских государствах: выплаты наличными, товары, «социальные пакеты» в обмен на голос. Есть реальный риск подкупа в регионах с низким доходом от продуктовых пакетов до прямых денежных выплат.
- «Карусели» – организованные перевозки избирателей в места голосования и использование административной и логистической сети для воздействия. Это сложно полностью исключить, но Центральная избирательная комиссия и международные наблюдатели обычно отмечают подобные инциденты и пытаются их предотвращать.
- Информационные войны – массивные кампании дезинформации, фейки в соцсетях, фейковые новости, смонтированные ролики, бот-сети направлены против Майи Санду и партии «Действие и солидарность» и для создания недоверия к процессу в целом.
- Злоупотребление административным ресурсом — в случае, если местные власти или силовые структуры будут запуганы или коррумпированы, это может привести к давлению на госслужащих или манипулированию списками избирателей. Официальные заявления властей и международных наблюдателей свидетельствуют о том, что часть населения сомневается в честности процесса. Вместе с тем отстранение и запрет участия некоторых блоков, например связанных с Шором, из-за нарушения правил финансирования означает, что борьба происходит и в юридической плоскости — это усиливает политическую поляризацию и дает основания для обвинений в политических преследованиях.
Местные и международные организации, например Promo-LEX, ОБСЕ, американские институты уже проводят миссии, выпускают предварительные отчеты и следят за прозрачностью выборов. Это снижает, но не устраняет, риски масштабных фальсификаций — особенно если усилия по дезинформации и организованному подкупу будут иметь широкий размах.
Большинство аналитических источников и свежие опросы дают лидирующие позиции партии «Действие и солидарность», но не всегда с гарантией однопартийного большинства, проходные барьеры, региональное распределение голосов и объединение пророссийских сил означают, что «Действие и солидарность» может получить либо относительное большинство, или не получить абсолютного большинства, отдельные сведения дают партии «Действие и солидарность» ~41 мандат при прогнозируемых 101, что приведет к коалиционным переговорам. Пророссийский блок и партии демонстрируют рост координации, то есть объединение нескольких сил, что существенно повышает их шансы пройти «барьер» и сформировать единую группу в парламенте, но они пока имеют более низкую поддержку в общенациональных опросах, чем «Действие и солидарность», 30–36 мандатов в прогнозах. Есть и другие блоки, альтернативные, они могут унести часть протестного электората, ориентировочно на 10-20 мандатов. Следует понимать, что, несмотря на все прогнозы, окончательное расписание зависит от явки, мобилизации в регионах, особенно Гагаузии и социально-экономически уязвимых районах, и от того, пройдут ли блоки порог в 7% или 5%, в случае партий.
Несмотря на очевидные попытки России повлиять на выборы, социологические опросы свидетельствуют о сохранении лидерства партии "Действие и солидарность", но их шансы получить монобольшинство снижаются по сравнению с 2021 годом. Потенциально возможно усиление пророссийского блока «Патриотический избирательный блок», но из-за исключения сильной пророссийской партии Шора и координации с европейцами их шансы имеют ограничения. Вероятнее всего, что «Действие и солидарность» получится лидирующей силой, но не гарантированно получит абсолютное большинство мест в парламенте. Это означает, что после выборов возможны длительные переговоры о формировании правительства и с большой вероятностью прозвучит потребность в коалиционном формате или «поддержке со стороны ситуативных партнеров». «Действие и солидарность» пока лидирует, но блоки пророссийских сил активизируются и пытаются объединиться, здесь также действуют факторы отстранения блоков, переводящих голоса.
Важную роль играют факторы, которые могут изменить результат в последние дни, например интенсивность подкупа в регионах, масштаб «каруселей», эффективность международных наблюдателей и оперативные юридические решения относительно отстраненных блоков или кандидатов. Если подкуп и карусели будут массовыми и организованными, это может сравнить шансы, а если на местах станет больше наблюдателей — это ограничит фальсификации. Прогнозируется сложное парламентское деление с возможностью формирования коалиций. Проевропейские силы могут потерять монобольшинство и будут вынуждены искать партнеров. В результате сохранится угроза политической нестабильности и конфликтов в парламенте, что создает вызовы для внутренней политики и особенно для евроинтеграции Молдовы. Исходя из этого, есть три сценария развития событий:
«Действие и солидарность» получает абсолютное большинство, этот сценарий наиболее положительный для ЕС.
«Действие и солидарность» сохраняет или восстанавливает большинство, 51+ мест в мандате, через удачную мобилизацию и международную поддержку. Однако вероятность этого сценария умеренная, с учетом лидерства в опросах. Это дает стабильное правительство, продолжение реформ и продвижение процесса обретения членства в ЕС, вместе с тем усиление антикоррупционных политик, смягчение риска пророссийского реванша. Для Украины также это наиболее положительный сценарий, ведь получим сотрудничество в энергетике, координацию безопасности, поддержку санкций против РФ.
Ни одна из партий не получает большинства, коалиционная политика
Вероятность этого сценария высока. «Действие и солидарность» остается самой большой партией, но теряет абсолютное большинство. Распределение ориентировочно: «Действие и солидарность» 38-46 мандатов, «Патриотический избирательный блок» 30-38, Альтернативный блок 15-25. В этом случае получим политическую фрагментацию, потребность в переговорных коалициях, появляется возможность «опорных» мелких партий торговаться и получать портфели, однако повышена рискованность правительства, нестабильность. Последствия для Украины и ЕС будут зависеть от коалиционных партнеров, ведь если «Действие и солидарность» заставит заключить коалиционное соглашение с умеренными партнерами, курс останется проевропейским, а вот если наоборот, с партнерами, склонными к «нейтрализму», ЕС-процесс может затормозиться.
Пророссийский блок/коалиция совершает серьезный прорыв
Пророссийские силы мобилизуются, получают достаточное количество голосов, чтобы стать второй силой или даже сформировать коалицию с другими «альтернативными» силами. Вероятность здесь не высока из-за распыленности голосов и работы наблюдателей, но подпитывается интенсивной внешней и внутренней мобилизацией. Как следствие, усиление пророссийского влияния в политике, возможные ревизии внешней политики, заморозка отношений с ЕС, обострение внутренней поляризации, также повышенное давление на Украину, возможные гибридные операции, большая уязвимость в вопросах энергетики и транзита.
Если «Действие и солидарность» сохраняет ведущую роль, хоть и слабее, то для Молдовы это будет означать продолжение евроинтеграционных шагов, но медленнее из-за необходимости компромиссов в коалиции. Реформы могут тормозиться, но общий курс остается проевропейским. А для Украины, в итоге, Молдова останется на стороне Украины в вопросах безопасности, по крайней мере формально, возможно продолжение гуманитарной и логистической кооперации. В случае ЕС есть интерес держать Молдову в европейском русле, поэтому поддержка и финансирование продолжатся.
Если пророссийский блок получает большинство или решающую роль, в этом случае для Молдовы возможна остановка или ревизия евроинтеграционных инициатив, откат реформ, вместе с тем рост пророссийского влияния во внутренней политике, и поэтому высок риск политической поляризации и социального напряжения. А для Украины высок риск усложнения сотрудничества, риск дипломатического охлаждения, потенциальное снижение поддержки в вопросах безопасности, углубление уязвимости границ. Поэтому ЕС придется усилить поддержку или принять новые меры, что будет вызовом для внешней политики ЕС.
Выборы в Молдове 28 сентября 2025 станут одним из ключевых политических событий региона. Они пройдут в условиях сильного внешнего давления и гибридных угроз со стороны России и одновременно весомой поддержки Европейского Союза для прозападных сил. По прогнозу, победу получат именно проевропейские партии во главе с партией «Действие и солидарность», но, вероятно, без абсолютного монобольшинства, что приведет к необходимости более широких коалиционных переговоров. Пророссийские силы не смогут получить значительную поддержку из-за исключения ряда своих партий и давления с запада. Эти выборы будут иметь последствия не только для Молдовы, но и для региональной безопасности, стратегической поддержки Украины и развития евроинтеграции. От успешного проведения выборов зависит стабильность и демократический курс страны в ближайшие годы.