Клинописный фрамент древнейшего эпоса вернется из США в Ирак

Клинописный фрамент древнейшего эпоса вернется из США в Ирак

Глиняная табличка, созданная на берегах Евфрата 3500 лет назад и известная как «сон Гильгамеша», вернется из вашингтонского Музея Библии в Ирак. Клинописная запись древнейшего в истории литературного текста была украдена из Государственного музея в Багдаде во время военных действий в Персидском заливе.

«Сокровенное видел он, тайное ведал, Принес нам весть о днях до потопа», — рассказывает о царе Гильгамеше шумерское сказание. Археологический артефакт, известный как «сон Гильгамеша», не велик по размеру, всего 15 на 3 см, но его культурная ценность неизмерима — на табличке записан фрагмент аккадского «Эпоса Гильгамеша», рассказывающего о правителе месопотамского года Урук. А это самый древний в истории литературный текст.

«В 2007 году табличка была незаконным образом переправлена на территорию США, и теперь возвращается в Ирак», — говорится в заявлении ЮНЕСКО, сообщающем о реституции. «Это большая победа над расхитителями наследия», — сказала на торжественной церемонии в Смитсоновском институте глава ЮНЕСКО Одре Азуле, выразив надежду, что обретение сокровища «поможет иракскому народу упрочить связь со страницей своей истории».

В июле США также вернули Ираку  17 000 артефактов, созданных около 4000 лет назад. Расхищение национального достояния Ирака происходит уже не первое десятилетие. В 2017 году Интерпол выражал обеспокоенность ростом международной преступности, направленной на вывоз культурных ценностей.

«Я работал в Ираке дипломатом во время вторжения, в 2003–2004 годах, и много ездил по стране. Нелегальный экспорт артефактов был хорошо заметен. Крестьяне добывали древности в тех раскопах, которые в 1930–1940 годах разрабатывали западные ученые. Все знали, где находятся эти места. Существовала целая преступная сеть экспорта керамики, скульптуры, других ценностей в больших масштабах», — рассказал американский дипломат Майкл Гфеллер. Ценности похищались не только из раскопов, но и из музеев. Как объясняют эксперты, происхождение антиквариата, который продают через интернет, часто сложно выявить — оно намеренно обозначается в расплывчатых терминах, часто с указанием давно несуществующих государств, как, например, «шумерская табличка».

Табличку со «сном Гильгамеша» приобрел на аукционе Christie’s для вашингтонского Музея Библии один из его основателей Стив Грин в 2014 году. Однако в 2019 году таможенная служба США опечатала артефакт, а  в июле 2021 суд постановил вернуть его в страну происхождения.

Табличку продал Грину за 1,67 миллионов долларов американский антиквар, утверждавший, что купил ее за 50 000 долларов у семьи торговца древними монетами в Лондоне. В Министерстве юстиции США заявили, что «Эпос» вывезли из Ирака контрабандой и через несколько рук продали на аукционе антиквару из Оклахомы. Стив Грин подал в суд на аукцион Christie’s  за продажу предмета, добытого незаконным образом.

«Снеси жилище, построй корабль»

Важность клинописного текста для Музея Библии неоспорима — «Эпос о Гильгамеше» содержит описания всемирного потопа, близкие к Ветхому завету и, возможно, предшествующие ему.

В таблице XI «Эпоса» шумерский Ной по имени Утнапиштим рассказывает Гильгамешу о том, как он выжил во время потопа и спас  животных — по паре каждого вида. В декабре 1872 года самоучка Джордж Смит обнаружил это описание в ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

«Снеси жилище, построй корабль, Покинь изобилье, заботься о жизни, Богатство презри, спасай свою душу! На свой корабль погрузи все живое», — говорят Утнапиштиму боги. С Библейским рассказом эпос совпадает даже в таких деталях, как голубка, выпущенная в поисках твердой земли, и семь дней и ночей, во время которых ковчег скитался по волнам, пока не пристал к высокой горе.

Эпос о царе-герое также  часто сравнивают и с «Илиадой», которая младше его на тысячу лет.

Правительство США заключило договоренность с Багдадом о возврате похищенных ценностей, изъятых из музеев и у антикваров. Ранее нью-йоркский МЕТ вынужден был вернуть Египту саркофаг, похищенный в 2011 году и приобретенный музеем за 4 миллиона долларов.