"Клочки знамен" - Анатолий Стреляный

"Клочки знамен" - Анатолий Стреляный

Даже две деревеньки, разделенные едва заметным ручейком, не знают друг друга так, как каждая – себя. А если еще учесть, что и каждая себя знает приблизительно, то что уж говорить об Украине и России, разделенных не ручейком, а пропастью крепостного рва под названием путинизм.

Впрочем, не будь этого, был бы другой изм, вплоть до либерализма, ибо дело совсем не в измах.

Даже просвещенные друзья послемайданной Украины, начинающие день с её новостей, знают её так плохо, как, собственно, и положено русскому интеллигенту по горькому слову Георгия Федотова.
Последний повод убедиться в этом – новогодний номер украинского президента. Одних этот номер привел в восторг, других умилил, третьих заставил раздумчиво пожалеть, что такого живительного глотка воздуха в новогоднюю ночь не получила от своего первого лица Россия.

Так на них подействовала 1) неказенность речи («произведение сценического искусства»), 2) призыв ко всем гражданам страны жить дружно, кто бы каким богам и на каком языке ни молился.

Эти просвещенные и, стало быть, добрые русские люди думают, что с украинством в Украине, в общем, все в порядке, что оно свободно и живет полной жизнью. Они самым естественным для себя образом не догадываются, что продолжение этого новогоднего номера, если оно последует, приведет к завершению русификации Украины.

Будь они чуточку меньше заняты собой, для них не было бы новостью, что украинство и сегодня в загоне, длящемся 400 (четыреста) лет, что ему не выжить без самой серьезной, всесторонней, торжественно открытой государственной поддержки. Без той самой поддержки, в которой ему со всем сценическим искусством отказал в новогоднюю ночь исполнитель президентской речи – исполнитель, о котором вы говорите: «Нам бы такого».

Не исключено, что русификация Украины завершится не так, так эдак. Напор русскости изнутри и снаружи с годами не слабеет. Ну, что ж, разнообразия в мире станет толикой меньше. Но по мне, например, печалиться из-за этого все же как-то человечнее и, стало быть, умнее, чем оставаться безразличным или, хуже того, бездумно – по-русски! – радоваться.

Об этом бездумье не так давно, в 1894 году, писал, кстати, Владимир Соловьев:

О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Желтые дети ничуть не лучше и не хуже белых, черных или серо-буро-малиновых, но жить все-таки веселее, когда вокруг реют знамена не одного цвета – разноцветные знамена.

Анатолий Стреляный