Ключ к удаче — открытый ум

Ключ к удаче — открытый ум

Удача может казаться синонимом случайности. Называть кого-то счастливчиком обычно означает отрицание его тяжёлого труда или таланта. По словам Ричарда Уайзмана, профессора психологии в Университете Хартфордшира, Соединенное Королевство, счастливые люди «как будто обладают странной способностью оказаться в нужном месте в нужное время и получать больше профитов, чем возможно в конкретной ситуации».

Что есть у этих людей такого, чего нет у остальных? Оказывается, «способность» является здесь ключевым словом. Помимо уровня привилегий или обстоятельств, в которых они родились, самые счастливые люди могут обладать определенным набором навыков, которые открывают перед ними случайные возможности. Каким-то образом они умеют менять жизненные обстоятельства в свою пользу.

Демистификация этого навыка удачи стала личным проектом для Кристины Картер, социолога и старшего научного сотрудника в Большом научном центре Университета Калифорнии в Беркли. Несколько лет назад она организовала онлайн-курс для семей по воспитанию более счастливых детей. Картер переводит результаты исследований таких качеств, как благодарность, внимательность и счастье, в измеримые, возможные к воспроизведению навыки. В ходе своей работы она наткнулась на забавную маленькую концепцию, которая, казалось, стояла за всеми этими вещами — удача. «В академическом смысле я всегда скептически относилась к любой концепции, связанной с удачей», — говорит Картер. «Потому что с точки зрения социологии это звучит глупо — ах, значит, всем этим детям в суданском Дарфуре просто не повезло? Мы знаем, что там есть и другие вещи».

«Его исследования веселые».

Затем Картер наткнулась на исследование удачи Уайзмана (одна из его книг «Фактор удачи» опубликована в 2004 году). Уайзман когда-то работал фокусником и начинал свою научную карьеру, изучая необычные ниши психологии. К 1990-м годам он приступил к нетрадиционному проекту — проводил эксперименты с так называемыми счастливчиками и неудачниками и пытался количественно оценить различия между ними. «Его исследования довольно веселые» — говорит Картер. «Он брал людей, которые считают себя счастливчиками, и тех, кто жаловался на неудачу, а затем прятал на улице купюру в 20 долларов. В результате счастливчики находили её, а неудачники – нет».

Дизайн эксперимента может показаться немного глупым, поверхностным способом отличить счастливчика от неудачника. Тем не менее, схожий результат Уайзман обнаружил в нескольких связанных экспериментах в течение примерно 10 лет, примерно с 1993 по 2003 год. В одном из исследований учёный предоставил добровольцам по копии газеты и дал указание подсчитать фотографии внутри. На половине второй страницы крупным шрифтом было написано следующее сообщение: «Прекратите считать — в этой газете 43 фотографии». Аналогичная вставка, размещенная в середине газеты, гласила: «Прекратите считать, скажите экспериментатору, что вы увидели эту надпись и получите 250 долларов». Удивительно, но и здесь те, кто считал себя неудачником, оказывались среди проигравших. Предполагалось, что удача имеет какое-то отношение к поиску возможностей, даже неожиданных.

Уайзман не остановился на этом. Он превратил эти результаты в «школу удачи», в которой люди могли изучать приемы её привлечения, основанные на четырех основных принципах: максимизация случайных возможностей, умение слышать интуицию, настройка на позитив и превращение неудачи в удачу. Стратегии включали в себя использование медитации для улучшения интуиции, расслабления, визуализации и общение по крайней мере с одним новым человеком каждую неделю. Месяц спустя он опрашивал участников. Восемьдесят процентов отмечали, что стали счастливее и довольнее жизнью.

«Я думала, что если Уайзман смог научить людей быть счастливыми, то и вы, безусловно, сможете обучить этим навыкам ваших детей» — говорит Картер. Она разработала несколько основных стратегий для родителей, считая, что они должны учить детей быть открытыми для новых впечатлений, научиться расслабляться, поддерживать социальные связи и (да) разговаривать с незнакомцами. У всех этих техник есть одна общая тема — быть более открытыми для вашего окружения как физически, так и эмоционально.

«Если вы беспокоитесь, что не найдете место для парковки, то ваше зрение буквально сужается. Вы просто не видите периферию».

Эта мысль имеет смысл. Чем более внимательны вы к своему окружению, тем больше у вас шансов приобрести ценный ресурс или избежать трагедии. Магия тут ни при чём. Счастливчики в буквальном смысле гуляют с широко открытыми глазами, внимательно смотря по сторонам (проблема для людей, приклеенных к экранам телефонов). Это также означает, что все, что влияет на нашу физическую или эмоциональную способность воспринимать окружающую среду, также влияет на нашу так называемую «удачу» — тревога, например. Беспокойство физически и эмоционально закрывает нас от случайных возможностей.

«Если вы беспокоитесь, что не найдете место для парковки, то ваше зрение буквально сужается» — говорит Картер. «Вы просто не видите периферию, потому что ваш психический механизм «беги или сражайся» сужает зрение». Тревожные люди сосредоточены на потенциальных угрозах и с меньшей вероятностью будут общаться с незнакомыми людьми. «Мы учим наших детей не разговаривать с незнакомцами и бояться других людей. С одной стороны это безопасность, но с другой – подпитывает тревожность» — отмечает учёная.

Идея хоть и спорная, но относительно простая: уменьшить страх и беспокойство детей по поводу встречи с новыми людьми, и, следовательно, открыть им доступ к выгодным связям, которые могут принести эти люди.

Картер обнаружила, что простое понимание родителей о том, что такой навык как удача может быть освоен, имеет большое значение. Сама учёная признает, что она родом из целой череды озабоченных женщин, и освоить эти навыки было нелегко. Но как только вы сделаете шаг вперёд, говорит она, вы можете начать видеть пользу в проблемных ситуациях, которые могут повернуть ситуацию с ног на голову.

В материале для «Huffington post» Картер писала: «Мы с детьми любим читать книгу Джона Мута «Шорты дзен» (Zen Shorts), в которой есть древняя притча о сыне фермера, сломавшем ногу. Когда его соседи воскликнули: «Какой ужас. Как не повезло!», Фермер ответил: «Кто знает, повезло или не повезло?». В конце оказалось, сломанная нога спасла его сына от войны…»