Богиня древнего Египта, изображавшаяся в виде кошки, имела две стороны. Как Бастет, она могла заботиться и защищать; как Сахмет, она имела склонность к жестокости и бесконтрольному кровопролитию. Но в обеих формах у нее была одна цель: защищать патриархат.
Так было и с могущественными египетскими богинями в целом и с настоящими правительницами того времени. Они руководили страной не ради себя и не ради того, чтобы помочь сестринству изменить политическую обстановку для всех женщин. Они использовали свою великую и внезапно обретенную силу, чтобы помогать окружающим их мужчинам - защищая всеми силами и оберегая их от вреда, дабы поддерживать будущее той же системы.
Шесть единоличных правительниц древнего Египта могли бы рассказать о тревожном и неоднозначном аспекте женской власти в истории, который стоит иметь в виду даже сегодня. Хотя большое число женщин на руководящих должностях часто рассматривается как показатель прогресса в правительствах и корпорациях, история показывает, что важно не то, сколько женщин поднимается на этот уровень, а то, что они делают, попав туда.
В Древнем Египте как минимум шесть женщин приняли на себя высочайшую должность в стране, не считая десятков других, действовавших как королевы-регенты, верховные жрицы или влиятельные жены. Древний Египет давал женщинам больше власти, чем любое другое государство тех времен. Было ли это общество более прогрессивным? Ответ – твердое «нет».
Мернейт из 1 Династии правила только исходя из интересов своего маленького сына Дена, и именно так он стал самым долгоправящим и самым успешным фараоном свой династии. Нефрусебек из 12 Династии стала фараоном только потому, что ее ослабленное кровосмешением семейное древо засохло; и она была последней представительницей своей великой династии, просто заменой, пока на ее место не вступил мужчина из другого рода. Хатшепсут из 18 Династии взяла на себя бразды правления, дабы уберечь трон для своего маленького племянника, только чтобы ее наследие в качестве женщины-короля - слово «королева» означало просто спутницу жизни, а не правительницу, - через 20 лет после ее смерти было попрано, когда ее имена и изображения были стерты и разбиты, а ее великие достижения были приписаны ее отцу или брату. (Хатшепсут учит нас, что, когда женщины добиваются успеха в карьере, их достижения всегда могут быть присвоены патриархатом).
Нефертити из 18 Династии, если она действительно когда-либо правила, знала, что ей нужно было скрывать свои амбиции и женственность под новыми мужскими именами. (Вероятно, она управляла страной как соправительница по имени Нефернефруатон и, возможно, позже, как единоличная королева Сменхкара). Нефертити, должно быть, знала, что она просто прокладывает путь для следующего мужчины в очереди – никого иного как юного Тутанхамона, столь знаменитого сегодня благодаря обнаружению его нетронутой могилы в Долине Царей. Таусерт из 19 Династии тоже обрела власть, правя от имени мальчика-короля, прежде чем забрать трон себе. Таусерт не скрывала своих амбиций; у нее были конкуренты, которых она уничтожила. Но женских амбиций древние египтяне стерпеть не смогли, и королева была свергнута военачальником, который провозглашал себя героем, возвращающим закон и порядок во все более милитаристский Египет. И еще была Клеопатра, которая вела восстания против своих братьев - оба из которых в результате были убиты, - использовавшая таких влиятельных мужчин, как Юлий Цезарь и Марк Антоний, скорее, как доноров спермы, чем мужей, которые могли ее контролировать. Но даже Клеопатра, именовавшая себя воплощением богини любви и красоты Хатхор, все равно в итоге стала подобием матери всех богов Изиды, прокладывая путь к царству для своего сына Птолемея XV, более известного как Цезарион, имя, которое указывает на его отца, а не мать. В конце концов, если бы он стал управлять Египтом, а не был бы убит по приказу Октавиана, она тоже могла бы стать просто его временной заменой в более широкой патриархальной системе.
Шесть могущественных королев, пять из которых стали фараонами в своем собственном праве - и все же, каждая из них должна была соответствовать патриархальным силам, а не создавать что-то новое. История женской власти в Древнем Египте - трагедия.
Поэтому, когда мы смотрим на женскую власть в современном мире, мы не должны полагать, что женщина, находящаяся на высоком уровне, будет закладывать основу для других женщин. Вместо этого мы должны спросить, кому эти женщины действительно служат.
Возьмите в пример Великобританию с ее парламентской системой, которая за последние четыре десятилетия избрала двух женщин-премьеров. Спросите, оспаривали или защищали Маргарет Тэтчер или Тереза Мэй проталкиваемые мужчинами инициативы. За последние полвека в Индии и Пакистане были замечательные руководительницы, но эти женщины вошли в залы власти от имени своих отцов, мужей и братьев. Иванка Трамп неофициально считается советницей своего отца, президента Трампа, но эта власть исходит из ее непритязательного статуса дочери. И, возможно, у этой динамики нет лучшего символа, чем Сара Хакаби Сандерс, чья власть основа на тем, что она говорит от имени мужчины - может быть, именно по этой причине она так часто навлекает на себя гнев других женщин.
Египетским фараонам женского пола было разрешено вступить в политическую схватку лишь на недолгое время, чтобы поддержать окружающую их систему, где повелевали мужчины. Память о них и их наследие после этого стирались, если они были успешными (как в случае с Хатшепсут), или их ошибки еще долго служили предостережением, если они терпели неудачу (как Клеопатра). Женская сила была навязана народу в моменты таких великих кризисов, как королевская преемственность, гражданская война или имперская агрессия, но только когда всякая надежда на лидера мужского пола была потеряна. В египетской системе божественного царства женщины были лучшим выбором для поддержания статус-кво - потому их роль хранительниц семейного очага можно было легко превратить в защиту самого патриархата.
Такова трагедия женской власти, которую египетские женщины-фараоны прошептали нам из прошлого. Разрушение стеклянных потолков - это одно, но пока женщины не могут отстаивать свои собственные интересы, большинство из них, стоящих у власти сегодня, как и вчера, просто сохраняют статус-кво - как Нефертити и Клеопатра, пара звеньев в длинной цепочке женщин, защищавших своих властелинов-мужчин. Не всегда легко увидеть разницу между простой работой в патриархальной системе и теми, кто решил ничего не делать, чтобы помогать другим женщинам, но очень важно продолжать пытаться.