«Конец нефтяной эры. Приходит эра Теслы» (08/01/2018):
1. Нефтяной шок: что обрушит цену на баррель.
Фундаментальных причин для роста цен на нефть нет. Взрыв в Ливии и влияние уменьшения поставок по британскому трубопроводу Fortis на нефтяные котировки станут намного слабее поддерживать нынешний уровень цен уже в начале 2018 года.
Это означает, что цена нефти может резко снизиться на ожиданиях спекулятивных участников товарно-сырьевых бирж касательно общего объема предложения. Ожидается увеличение добычи сланцевой нефти, а добыча в других регионах, в том числе в странах ОПЕК, останется стабильной, в т.ч. благодаря недавнему продлению соглашения ОПЕК+ до конца года.
Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежегодном отчете World Energy Outlook 2017 отмечало, что поставки нефти из стран, не относящихся к ОПЕК, увеличатся на 1,6 млн б/с, при этом добыча сланцевой нефти в США в 2018 году повысится на 870 тыс. б/с.
Ожидания стран-экспортеров нефти примерно такие же — ОПЕК ожидает в 2018г. спрос на уровне 98,45 млн б/с. Однако рост поставок из стран, не входящих в картель, ОПЕК прогнозирует на уровне 990 тыс. б/с — до 58,81 млн б/с.
Ребалансировка нефтяного рынка — главная задача, которую уже третий год ставят перед собой крупнейшие экспортеры «черного золота».
В ноябре 2017 года 24 нефтедобывающие страны — члены ОПЕК и гос-ва, не входящие в картель, — приняли решение пролонгировать сделку о сокращении нефтедобычи суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки до конца 2018г.
Впервые этот механизм для урегулирования рынка был использован в конце 2016 года.
Зыбкость сделки ОПЕК+ — основной риск для текущих цен на нефть. Резкий выход из сделки может принести на рынок более 1 млн баррелей в день «лишней» нефти, с резким падением цен на нефть относительно текущего уровня. Перед принятием своих решений ОПЕК+ консультируется с глобальными хедж-фондами и делает все, чтобы держать приемлемый для организации уровень цен. Сейчас цена на нефть стала завышена для ОПЕК+. Будет ли ОПЕК+ в будущем году иметь такое же влияние и станет ли организация менять свою политику, мы увидим ближе к середине 2018 года.
Сланцевая угроза.
Главная угроза для нефти будет исходить из-за океана. Такой точки зрения придерживается большинство зарубежных аналитиков и экспертов.
В своем последнем докладе ОПЕК назвал сланцевую добычу в США «одним из основных факторов неопределенности на мировом рынке нефти в 2018 году».
Кризис 2014 года начался из-за сильного роста производства в США. При средних ценах $50-60 за баррель добыча сланцевой нефти может вырасти на 1 млн баррелей в сутки в 2018 году (год к году). При более высоких ценах на нефть добыча в США может вырасти ещё сильнее, что может вновь разбалансировать рынок.
Многие аналитики предупреждают, что при сильном росте добычи в США все усилия ОПЕК+ могут сойти на нет, и нефть вернется к $40 за баррель.
В настоящее время на долю сланцевой нефти приходится более 60% добываемого в США черного золота. Согласно данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), по итогам 2017г среднесуточная добыча нефти в стране составит 9,2 млн баррелей, а в 2018 году — 10 млн б/с.
Это уже уровень Саудовской Аравии (добыча чуть больше 10 млн б/с). Там недалеко и до российских показателей (10,5 млн б/с ), тем более что в ближайшие годы в России падение добычи нефти на действующих месторождениях будет происходить быстрее, чем прирост за счет новых месторождений. Многие действующие месторождения РФ, в особенности в Западной Сибири, вошли в естественную фазу падения, ситуация усугубляется введенными секторальными санкциями со стороны западных стран, которые ограничивают доступ к технологиям повышения нефтеотдачи.
Кроме того, после введения в 2014 году санкций в отношении России была отложена реализация проектов на арктическом шельфе и проектов разработки сланцевой нефти.
Добыча же нефти в США будет расти. Поскольку внутренний рынок США выглядит насыщенным, то вместе с объемами добычи будет расти и экспорт нефти из США, который только за 9 месяцев 2017г увеличился почти в 1,5 раза.
Говорить о том, что при сохранении стабильного прироста добычи, рынок вырвется из сложившегося кризиса перепроизводства до конца 2018 года, не стоит.
Российскому же рынку нефти нужно быть готовым к циклическому ухудшению экономической конъюнктуры в КНР и повышению значимости страновых факторов на переговорах. В бюджет РФ на 2018г заложена цена на нефть марки Urals в $40 за баррель.
2. Goldman Sachs предрек досрочное завершение сделки ОПЕК+.
3. Мировой рынок СПГ ждет ощутимый дефицит танкеров.
Резкий взлет китайского импорта СПГ в 2017 году поставил вопрос о достаточности мирового флота перевозчиков сжиженного природного газа. Учитывая, что глобальный импорт этого продукта достиг показателя в 300 млн тонн в год и совершенно явно на этом не остановится, эксперты предупреждают о возможном дефиците СПГ-танкеров в 2018 году.
4. В Европе российский СПГ проигрывает американскому по транспортным затратам.
5. Администрация Трампа намерена отменить запрет на морское бурение в Калифорнии и во Флориде.
В апреле Трамп подписал указ, дающий право начать добычу нефти и газа в прибрежных районах страны.
6. Добыча нефти в США в 2017 г достигла 9,6 млн барр/сутки. Причина роста - производительность труда и новые технологии добычи сланцевых углеводородов
Больше нефти добывалось в США добывалось в 1970 г, когда добыча составляла 10 млн барр/сутки.
Согласно февральскому 2017 г прогнозу EIA (AEO2017) даже не нефть, а сжиженный газ станет двигателем газовой торговли США до 2040 г, а уже в 2018 г американцы станут нетто - экспортером природного газа.
7. Добыча нефти в США на 29.12.2017 составила 9,782 млн баррелей в сутки.
(5) Imports ........................................... 7,966 7,993 -27
(9) Exports ........................................... 1,475 1,210 265
8. Ветроэнергетика Дании выработала 43,6% электроэнергии в стране в 2017 году.
По информации датской энергетической ассоциации Dansk Energi, ветроэнергетика Дании выработала в 2017 году 43,6% электроэнергии в стране. Это рекордный показатель за всю историю.
Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2015 году, когда доля ветра в выработке составила 42%.
По сравнению с 2001 годом, установленная мощность датской ветроэнергетики выросла более чем в два раза, достигнув 5,3 ГВт. (численность населения Дании составляет примерно 5,7 млн человек).
К 2020 году ветроэнергетика будет обеспечивать порядка 50%, а ВИЭ в целом (включая биомассу и солнечную энергетику) — 80% датского потребления электроэнергии.
Напомним, что датская энергосистема является одной из самых надежных в мире.
9. В 2017 году доля ВИЭ в энергобалансе Португалии составила 40%.
В соответствии со статистическими данными, опубликованными португальским оператором электрических и газовых сетей (REN), доля возобновляемых источников энергии в производстве электричества в 2017 году составила 40,1%.
В том числе доля ветроэнергетики достигла 23%. ГЭС выработали 11% португальской электроэнергии. На основе биомассы было произведено 5% электричества в стране.
10. К 2027 году дома 80 миллионов европейцев подключат к ветроэлектростанции в Северном море.
К 2027 году около 80 млн жителей Европы в своих домах и офисах будут пользоваться электроэнергией, вырабатываемой на ветряной электростанции в Северном море. Сейчас там начали создавать искусственный остров для установки ветроэлектростанции. Об этом сообщает Daily Mail.
11. В Беларуси предпринята попытка создать народный электромобиль.
Транспортное средство разработали в Минске потребительским кооперативом "Терра Электро" и на данном этапе ходовой прототип проходит тестирование.
12. В Норвегии электрокары и гибриды обогнали по продажам автомобили с ДВС. 52% всех автомобилей, проданных в Норвегии, пришлось на электромобили и гибридные модели.
Продажи электрических и гибридных автомобилей составили более половины всех продаж автомобилей в Норвегии в 2017 году.
Электрокары и машины, как с электродвигателем, так и с ДВС, составили 52% от числа всех новых автомобилей в стране.
Это стало следствием того, что правительство Норвегии приняло решение об освобождении от налогов и сборов владельцев электрокаров. Также для них предусмотрена бесплатная парковка и зарядка. К 2025 году Норвегия решила полностью отказаться от авто с ДВС.