3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте
закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки
нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте
происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое
яркое выражение своего «Я».
- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис трех лет характеризуется следующими симптомами.
1.
Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания
взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и
требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что
его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и
собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок
отрицает все то, что говорит ему взрослый.
2. Упрямство – ребенок
настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный
момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может
ли он что-то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует
отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов,
сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как-бы очарован
предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в
силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на
этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан
только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него
отступать.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса
3х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична.
Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент
побуждает к тому или иному действию, а строптивость направлена против
норм поведения, установленных для ребенка.
4. Своеволие – ребенок
все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается
самостоятельности там, где ему не хватает умений.
5.
Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать
мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он
вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них,
будто они живые, отказывается играть с ними.
6. Деспотизм или ревность. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.
Кризис
проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы
протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и
нормы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3х лет это
сложный, но нормальный период в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает
новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и
заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.
Ребенок
должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут
любить и никогда не бросят. Нужно относится к этому с определенной долей
юмора и благоразумием, тогда ребенок поймет, что самостоятельность
требует большего, чем просто чистое отрицание.
Что могут сделать родители:
- Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-
Можно дать ребенку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой
и усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский
авторитет и приводит к положительным результатам.
- Не пытайтесь в
это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не
имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте с
ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при
этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «надо» и
«нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми.
Усугубляет кризис трех лет отсутствие единых, последовательных
требований со стороны взрослых.
- При оценке поведения ребенка
взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил –
хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других
людей.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка
происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять
его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует
зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая
девочка, ай-ай-ай». - ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить или отвлечь ребенка, он успокоится.