"Кто в Китае всех богаче и милее?" - Алексей Кущ

"Кто в Китае всех богаче и милее?" - Алексей Кущ

В Китае есть свой список форбс.

Только публикуется он китайским исследовательским институтом Hurun.

Первое место рейтинга - у 71-летнего основателя компании Nongfu Spring Чжун Шаньшаня.

Его капитал оценивается в $74,2 млрд.

На чем он заработал свое состояние?

Оказалось, на воде.

Его компанию иногда называют "водным Левиофаном" - с аллюзией на масштаб, надо полагать.

Успех компании Шаньшаня - это чудо маркетинговой стратегии, при разработке которой в 90-е годы он активно применял инструменты биг-даты для анализа клиентской базы.

Суть стратегии в следующем.

Бичом Китая в прошлые столетия стало качество питьевой воды в городах, что приврдило к эпидемиям и кишечным инфекциям.

Для борьбы с низким качеством водоснабженмя в Китае возник культ дистиллированной воды.

Компания Шаньшаня показала потребителям, что дистиллированная вода теряет главную свою составляющую - ценные минералы.

По сути, Шаньшань возобновил продажу бутилированной воды с сохраненными минеральными элементами и убедил в ее полезности десятки миллионов китайцев в городах.

Так "водная компания" сделала своего акционера самым богатым человеком Китая.

Второе и третье места рейтинга также весьма показательны.

Это бизнес в сфере создания культурных кодов.

Одна из причин проигрыша СССР США - это неспособность конкурировать с американцами в сфере массовых культурных кодов: рок, джинсы, кино, жвачка, мода видемагнитофон, кока-кола и т.д.

Лидерство СССР в некоторых элитарных культурных кодах, например, в балете, на успех глобального противостояния влияло достаточно слабо.

Так вот Китай начинает успешно конкурировать с США именно в сфере применения массовых культурных кодов или симулякров массовой культуры по Бодрийару.

При чем, Китай предлагает свой уникальный продукт, а не копирует.

Например, номер два рейтинга миллиардеров - 42-летний основатель ByteDance Чжан Имин с $65,8 млрд.

В прошлом году он был, кстати, первым.

По сути, его капитал - это TikTok. Социальная китайская сеть, созданная на базе совершенно иной философии, чем фейсбук или твиттер.

На третьем месте - основатель Tencent Ма Хуатэн с 42 млрд дол, которому 52 года.

Его бизнес можно назвать копированием американских моделей, но это, скорее, творческое переосмысление и адаптация к азиатским условиям.

Его компания создала мессенджер QQ, который привел к появлению новой молодёжной интернет субкультуры.

В отличие от того же гугла, он сделал свой мессенджер не дополнением к основному сервису, а отдельным коммерческим инструментом.

На базе QQ разработаны онлайновые игры и самый популярный китайский портал QQ.com, социальная сеть Qzone, платежная система ТenPay.

В Китае на QQ приходится 80 % аудитории, в то время как аналогичные западные сервисы почти не используют.

Количество активных пользователей QQ - около 800 млн. человек.

В топе миллиардеров также глава Xiaomi Лэй Цзюнь и даже 38-летний Ван Нин из Pop Mart, который придумал игрушку лабубу (еще один вид культурного симулякра и лидерства).

Среди миллиардеров и разработчик чипов для ИИ - Чэнь Тяньши, что говорит о быстрой адаптации Китая к новой технологической парадигме.

Вопреки устоявшемуся в Украине стереотипу (последствие травм декоммунизации), в Китае достаточно легко стать миллионером и миллиардером для человека с прорывными идеями.

Например, тот же Ма Хуатэн, проживая в китайских мегаполисах и реализуя свой бизнес-план даже получал как и все местные стартаперы жилищную субсидию в размере 450 дол в месяц.

То есть система раскрытия творческого потенциала мегаполисов и урбанистической экономики в Китае достаточно проста: приезжай и твори, коммуналку оплатим, источники финансирования проекта под 3% подберем, госзаказом поддержим.

В этом году в рейтинге Hurun 1434 бизнесмена с состоянием более одного миллиарда долларов.

Это на 31% больше, чем в прошлом году!!!

Совокупный капитал китайских миллиардеров рейтинга - более 6 трлн дол и это на 42% больше показателя прошлого года.

То есть миллиардеров стало не только больше, но они еще и увеличили свой капитал и доходы.

На самом деле, данная модель - это и есть китайский марксизм, который опирается на Капитал Маркса.

Поэтому работа Маркса и была названа Капитал, а не, например, "ничейность".