Тот факт, что в Америке начинает ускоряться инфляция, испугал даже больше не медведей доллара, а разогретые американские и мировые фондовые рынки. Первым это почувствовал рынок облигаций, где доходность растет активно уже пару месяцев и в понедельник утром находится уже на уровне 2.85%, подбираясь к заветному рубежу в 3%, прорыв которого способен породить панику абсолютно на всех рынках. Однако теперь, когда наметившиеся тенденции получили статистическое подтверждениев виде неожиданного ускорения роста зарплат в США в декабре, люди действительно начали нервничать — и это мы можем видеть по падению акций. Но не продавцы доллара. Они пока спокойны, оставаясь за протекционизмом Трампа, как за каменной стеной.
Спокоен пока и рубль, но это ложное спокойствие способно лишь усугубить ситуацию, когда сужение спредов с американским долговым рынком заставит нервничать нерезидентов, владеющих российскими ОФЗ, которые как известно номинированы в рублях. Один тренд питает другой — сильный иностранный спрос на ОФЗ, обусловленный ставкой на замедление инфляции и падение стоимости заимствований в России, подпитывал бычий тренд в рубле. Но это обоюдоострый меч, и теперь, если потоки развернутся, движение в обратную сторону может быть намного мощнее, ведь иностранцы почти не хеджируют валютный риск.
Рубль пытается расти с оглядкой на аналогичные попытки ЕМ-валют после пятничной распродажи, а также за счет привлекательного для экспортеров текущего рублевого курса доллара по сравнению к курсом ЦБР на сегодня, однако снижающаяся вслед за рынком акций нефть и покупки валюты Минфином не оставляет ему шансов. Нефть откатилась к 4-недельным минимумам. Негативное давление на цену нефти оказывает также укрепление доллара и рост нефтедобычи в США. По данным Управления энергетической информации (EIA), объём производства сырья в стране в ноябре перешагнул рубеж в 10 миллионов баррелей в сутки впервые с 1970 года. За неделю ко 2 февраля число нефтяных установок увеличилось на 6 штук до 765, показали в пятницу данные нефтесервисной компании Baker Hughes.
В фокусе внимания валютного рынка — пятничный совет директоров Банка России. Если в декабре после неожиданного снижения ставки на 50 пунктов у банков и в мыслях не было, что в феврале также возможно снижение ставки, и все начали говорить про паузу, то теперь, после выхода январских данных по инфляции, которые показали падение годовой инфляции аж до 2.2% при ключевой ставке в 7.75%, все стали прогнозировать очередное сниженеи ставки ЦБ в пятницу на 25 пунктов, до 7.50%. На прошлой неделе руководитель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что видит возможность смягчения денежно-кредитной политики, вопрос о которой регулятор будет рассматривать 9 февраля.
При этом обвального падения рубля сейчас никто не ждет. Укрепление доллара стало главным событием на мировом валютном рынке в пятницу, отмечают эксперты Росбанка. Публикация американской статистики спровоцировала волну распродаж, в том числе на развивающиеся рынках. Российский рубль не стал исключением, потеряв 1% против доллара и показав лишь слабую реакцию на позитивные новости о санкциях. Важным событием сегодняшнего дня для рубля является объявление объема интервенций Минфина в феврале. В Росбанке полагают, что высокие цены на нефть в январе (средняя цена Brent $69,1/барр.) позволят министерству сохранить высокий объем покупок валюты, на январских уровнях (SGe: $4.5 млрд/мес.). Тем не менее, ожидаемый высокий профицит счета текущих операций в 1к’18 (SGe: $27 млрд) позволит рублю удерживать текущие позиции.