Великобритания поддержала в принципе предложение Литвы о создании военно-морской коалиции «желающих» для снятия российской блокады украинского экспорта зерна в Черном море.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис предложил этот план 23 мая в Лондоне во время переговоров с министром иностранных дел Великобритании Лиз Трасс.
«Времени очень мало. Скоро будет новый урожай, и нет другого практического способа экспортировать зерно, кроме как через черноморский порт Одесса, - сказал он. - Нет возможности хранить это зерно и нет другого адекватного альтернативного маршрута. Нам крайне необходимо показать уязвимым странам, что мы готовы предпринять шаги, необходимые для того, чтобы накормить мир».
Ландсбергис предложил, чтобы военно-морская операция по сопровождению - не под руководством НАТО - могла бы защитить суда с зерном, когда они направляются через Черное море мимо российских военных кораблей. Он предположил, что, помимо Великобритании, необходимую защиту могли бы обеспечить страны, пострадавшие от возможной потери зерна, например, Египет.
«То, что мы видим сейчас, - это только начало. Худшее еще впереди в ближайшие 5-7 недель, когда будет собран первый урожай и его некуда будет девать, жители северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии будут платить непомерно высокие цены за пшеницу, кукурузу и другие товары, необходимые им для обеспечения себя едой». Он сказал, что в этом году Украине необходимо экспортировать 80 млн тонн пшеницы, и единственный вариант - через Одессу.
Его план, который вынашивается уже несколько недель, потребует разминирования части Черного моря для обеспечения безопасного прохода, а также согласия Турции, которая контролирует вход в Черное море.
«Это будет невоенная гуманитарная миссия и ее нельзя сравнивать с бесполетной зоной, - сказал он. - В этой миссии будут задействованы военные корабли или самолеты, или и то, и другое, чтобы обеспечить безопасный вывоз зерна из Одессы и его доставку к Босфору без вмешательства России. Нам понадобится коалиция желающих - страны, обладающие значительной военно-морской мощью для защиты судоходных путей, и страны, которые затронуты этим».
По его словам, НАТО как альянс не должен брать на себя какую-либо роль.
После встречи с Ландсбергисом, Трасс сказала, что Великобритания хотела бы, чтобы корабли британских ВМС присоединились к эскорту, если удастся решить практические вопросы, включая разминирование гавани и предоставление Украине более дальнобойного оружия для защиты гавани от нападения России. Великобритания обсуждает этот план с союзниками, и для его реализации, вероятно, потребуется согласие США.
Трасс сказала: «Нам необходимо решить эту глобальную проблему продовольственной безопасности, и Великобритания работает над срочным решением, чтобы вывезти зерно из Украины».
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил, прекращение экспорта украинского зерна приведет к «урагану голода». 41 наименее развитая страна мира импортирует треть своей пшеницы из Украины и России. Рост цен на продовольствие уже привел к тому, что уровень инфляции в Египте достиг самого высокого уровня с середины 2019 года.
На вопрос о том, как Великобритания отреагировала на его план, Ландсбергис сказал: «С моей точки зрения, британское правительство заинтересовано в оказании помощи Украине всеми возможными способами. Великобритания предприняла несколько очень сильных и решительных шагов в этом кризисе, и, возможно, есть шанс, что она примет участие. Великобритания была первой страной, которая предоставила ракеты для защиты Одессы».
Он сказал, что Литва, один из ближайших союзников Украины на западе, уже несколько недель изучает вопрос о том, как Украина будет кормить мир.
Ландсбергис сказал, что у альтернативных маршрутов по железной дороге через Беларусь или по автодорогам к портам Балтийского моря в Польше и Литве есть серьезные практические недостатки. Наличие участков с ограниченной пропускной способностью и полная перегрузка дорог означают, что украинским грузовикам потребуется от 5 до 9 недель, чтобы добраться до портов Румынии, Польши или Литвы.
Турция, признал Ландсбергис, сомневается в возможности эскалации, заложенной в его схеме. Однако он отметил, что Анкара как крупный импортер зерна заинтересована в том, чтобы морские пути были открыты, если Россия не снимет блокаду добровольно.