Выезжая из Риги в сторону аэропорта наше такси остановили полицейские. Три машины полиции стояли на обочине, а экипажи массово останавливали всех и быстро проводя какие-то действия с водителем отпускали машины далее. Нас так же остановили. Водитель опустил окно полицейский ему что-то сказал по латышски, водитель такси ответил и полицейский протянул ему прибор на который водитель подул. Зазвучал сигнал из прибора, полицейский попрощался и мы поехали далее.
- Проверка на алкоголь,-сказал
таксист с легким балтийским акцентом, - я дую на первый прибор и он
показывает есть ли алкоголь. Если показывает наличие алкоголя, то дую во
второй и он показывает количество промилле. Пить за рулем в Латвии
очень дорого.
- А какие штрафы? Какое наказание?- поинтересовался я.
- Согласно 4–й части статьи 149.15 Кодекса административных
правонарушений, езда под градусом выше 1,5 промилле карается
административным арестом от 10 до 15 суток, а также штрафом от 200 до
1400 евро с отъемом прав до 4 лет,- выпалил водитель. И после добавил, -
А еще оплатить нахождение машины на штрафплощадке, расходы на суд и так
далее... Получается где-то 2000 евро. Дорого. Очень дорого.
- А если ловят второй раз?- продолжал интересоваться я.
- Тогда тюрьма. И обратите внимание, кроме того, что все водители знают
о наказании за вождение в пьяном виде, существует еще и контроль со
стороны полиции. И они проверяют не раз в месяц или в квартал, а
ежедневно и в разных местах. Все к этому относятся с пониманием. Ведь
каждый выявленный пьяный за рулем - это, возможно, чья-то спасенная
жизнь, - закончил таксист.
Мы приехали в аэропорт и я добравшись
до интернета посмотрел латышскую статистику. В 2015 году в Латвии было
зарегистрировано 181 нарушение с одним пострадавшим, виновниками которых
стали пьяные водители. В 2014 году таких случаев было 210.
В 2015
году по вине пьяных водителей погибло 12 человек, 258 были ранены. Годом
ранее, в 2014 году в таких авариях погибло 29 человек, травмы получили
296 человек. Всего в 2015 году за езду в пьяном виде было задержано 4119
водителей, а в 2014-м - 4186 шоферов. Население Латвии порядка 2
миллионов человек.
Я к чему это все написал? К тому, что никакими высокими штрафами не пресечь пьяных за рулем если регулярно не выявлять их. Кроме высокого штрафа необходимо проводить регулярные проверки водителей. А иначе это ловля мух в темной комнате на слух. Кто-то может и преуспеет в этом, но явно меньшинство. А всем недовольным хочу напомнить, что согласно официальной статистике 2015 года, в Украине произошло 134 193 ДТП, в которых погибли 3970 и травмированы 31 467 человек. То есть, в среднем в ДТП с пострадавшими погибали 11 человек, получали травмы 86 в сутки.
Особого внимания заслуживает статистика аварийности в Украине во время управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии. Так, за 2015 г. задокументировано 93,1 тыс. случаев управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии (за сутки около 255). Всего за прошлый год в результате управления автомототранспортными средствами в нетрезвом состоянии, произошло 2358 ДТП, в результате которых погибли 317 человек, травмированы 3203. В свою очередь, с января по февраль 2016 г. зафиксировано 299 ДТП с участием нетрезвых водителей, в которых погибли 35 человек и травмированы 393.
Так что высокие штрафы это правильно, но мониторинг состояния водителей - необходим. Ведь каждый из наз уже сегодня может стать жертвой пьяного водителя. И хорошо, если живой жертвой.
Борислав Береза