Малый бизнес – преследуемое меньшинство

Малый бизнес – преследуемое меньшинство

Красноречивое молчание Президента Зеленского в ходе акции бизнеса "Кофе с президентом" и вчерашнее заявление Премьер-министра Гончарука с почти «людоедским» афоризмом: «Малым переживать нечего» в красках денонсирует предвыборный лозунг ЗЕленых о либертарианской идеологии реформ. Принуждение и силовое решение проблемы – вот новая государственная политика в сфере фискальной политики.

В борьбе с теневой экономикой и погоне за несколькими тысячами крупных компаний, использующими упрощенную систему налогообложения как внутреннюю низконалоговую зону, обязанность применения кассовых аппаратов (фискализация расчетов) и процедуры хранения первичной документации вменяются экономическими властями десяткам тысяч физических лиц – предпринимателей из малого и микро бизнеса.
Никто из нынешнего монобольшинства в спешке турборежима не обременил себя простым вопросом: А есть ли более цивилизованное (менее «кровавое») решение проблемы злоупотребления специальным режимом налогообложения коим является упрощенная система налогообложения?
А решение существует и мало того находится в рамках выполнения сразу двух международных обязательств Украины:
- по BEPS project - план действий в области международного налогообложения, разработанный ОЭСР/G20 и к которому наша страна присоединилась еще 01.01.2017;
- по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.
Первый документ предлагает нам механизм «Теста основной деятельности» (principal purpose test или РРТ), вмонтированный в многостороннюю конвенцию MLI и начинающий применяться в нашей стране уже с 1 декабря 2019 года (Закон № 2692 от 28.02.2019 года). Суть РРТ - компания не может пользоваться льготной ставкой налогообложения по конвенции если будет доказано, что основной целью осуществления операции является получение налогового преимущества. Но что мешает распространить эту идеологию с только внешнеэкономических операций еще и на внутренние? При условии, подчеркиваю, надлежащего применения контролирующими органами «теста основной цели», Украина получит мощный инструмент борьбы с теми налогоплательщиками, которые избегают уплаты налога, используя агрессивные стратегии налогового планирования как за пределами страны так и внутри нее, включая злоупотребление упрощенной системой налогообложения.
Вторая альтернатива касается имплементации отдельных положений европейского законодательства (а именно ст. 6 Council Directive (EU) 2016/1164 или ATAD I), в частности общих правил противодействия уклонению от уплаты налогов (General Anti- Avoidance Rules или сокращенно GAAR), подлежавщих повсеместному внедрению в странах Евросоюза до 31.12.2018 года.
GAAR является европейским аналогом РРТ и предоставляет налоговому органу полномочия препятствовать схемам, главной целью (одной из главных) которых является получение компаниями – плательщиками налога на прибыль неправомерных налоговых преимуществ, включая право отказывать в применении налоговых льгот по соглашению и начисление налоговых обязательств по национальным а не международным правилам.
И опять же, указанная философия, при условии ее распространения на внутренние операции, в значительной степени решает проблему злоупотреблений специальными режимами налогообложения без поражения в правах и дополнительного обременения процедурами налогового контроля представителей малого бизнеса.
В заключении, оппонируя этакому фискальному ранкизму новых украинских властей по отношению к здравому смыслу и части налогоплательщиков, еще несколько аргументов:
- вопрос фискализации субъектов упрощенной системы налогообложения не может быть изолированным. Его надо рассматривать в более широком контексте налоговой или даже шире - большой экономической реформы, которая, прежде всего, содержит миссии на радикальное упрощение и удешевление ведения бизнеса и выравнивание правил игры;
- нереформированная новая/старая налоговая служба, пораженная недугом коррупции и далеко не сервисной идеологией взаимоотношений с бизнесом, по определению не сможет обеспечить выполнение премьерского обещания «не трогать хороших ФОПов, а бить только плохих». Дискреция (право чиновника кого выбирать) все равно приведет маховик репрессий к печальному итогу: лес рубят щепки летят!
- итоги исследования экспертов Международного валютного фонда (WP/15/73) результатов фискализации в 20 странах мира свидетельствуют что:
(1) несмотря на значительную стоимость для государства и бизнеса, положительный фискальный эффект от обязательного введения кассовых аппаратов нельзя считать доказанным, а утверждение о молниеносном успехе фискализации основываются на отдельных единичных примерах и не подтверждаются имеющимися данными;
(2) технология, в данном случае обязанность иметь кассовый аппарат, сама по себе не способна изменить поведение людей в среднесрочной перспективе, поэтому все положительные эффекты, наблюдавшиеся от фискализации, за несколько лет исчезали, а расходы бизнеса и государства оставались. Под положительным эффектом имелось ввиду краткосрочное (на год-два) увеличение налоговых поступлений;
(3) рассматривать фискализацию как «золотой ключик» от детенизации является ошибкой. Она может быть эффективной только тогда, когда базируется на тщательном анализе рисков в различных сегментах плательщиков налогов и предлагает набор мер для уменьшения этих рисков. Иными словами фискализация имеет смысл только в отношении рисковых групп плательщиков налогов.
Разума лишает не сомнение, а уверенность (Фридрих Ницше).

Автор: Андрей Николаенко, народный депутат Украины
и Вячеслав Черкашин, независимый консультант в области налогообложения

Loading...