Марк Аврелий

Марк Аврелий

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти». (М.Аврелий).

Хочу рассказать историю, которая приключилась прошедшей зимой. И связана она с Марком Аврелием римским императором…

Ночью приснился мне необычный сон. Он был очень ярким, возникало ощущение, что это происходит на самом деле. Я гуляла ночью в абсолютно незнакомом мне месте. Всё вокруг было удивительным, и главное было светло, как днём.

Через некоторое время я увидела белую статую на постаменте. Чтобы получше рассмотреть её, я обошла статую кругом. И вдруг она ожила, сошла с постамента и ласково со мной заговорила. При этом я нисколько не испугалась и даже не удивилась, просто спросила: «Кто ты?» И статуя, которая уже была человеком, ответила: «Я Марк Аврелий. Может быть, ты слышала обо мне».

Слышать, конечно, слышала, но никогда о нём не думала и практически не знала ничего, кроме того, что был в античные времена такой император, увлекавшийся философией. Не дождавшись от меня ответа, ожившая статуя проговорила: «Всё это неважно. Просто я хотел сказать тебе, что ты выздоровеешь».

И я проснулась. Долго не могла прийти в себя. И до сих пор не знаю, как объяснить мой сон. Но как ни странно, я поверила императору, и мне стало лучше. И ещё… я стала верить в чудо.

После этого я, конечно, решила поближе познакомиться с Марком Аврелием.

Он оказался на самом деле необыкновенным императором. О такой статуи, как приснилась мне, я ничего нигде не нашла. Сохранилась только конная статуя Марка Аврелия, которую нашли в эпоху Возрождения на римском Капитолии.

Император, который вошёл в историю под именем Марка Аврелия – Марк Анний Катилий Север родился в Риме 26 апреля 121 года, в сенаторской семье испанского происхождения.

Он был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. По отцу Марк принадлежал к италийскому роду Анниев Веров, уверенных в том, что происходят от царя Нумы Помпилия. Но в число патрицианских семей Анниевы Веры были включены при Веспасиане.

Марк с самого детства был необычным ребёнком, может быть, именно таких детей теперь называют вундеркиндами. На него обратил внимание сам император Адриан, следил, чтобы мальчик получил достойное воспитание и готовил его к занятию государственной деятельностью. Так уже в шесть лет Адриан присуждает ему титул всадника, что было весьма необычно и даёт новое имя – Марк Аврелий Антонин Вер.

Мальчик с детства получал от императора различные задания и с честью их выполнял.

В 8 лет Марк входил в коллегию жрецов бога Марса – салиев, а с 15-16 лет он уже был устроителем латинских празднеств во всём Риме, распорядителем на пирах, устраиваемых Адрианом.

И всё ему удавалось сделать наилучшим образом.
Уже тогда за честность и правдивость его стали звать не просто Вер, но Вериссимус – «Справедливейший».

После того, как из жизни ушёл отец Марка, его воспитанием занялся дед Анний Вер, который был дважды консулом и, по словам исследователей, пользовался расположением императора Адриана. Затем Марка по желанию Адриана усыновил в 139 году император Антонин Пий.

Связано это было со способами передачи власти в древние времена. Она не всегда передавалась от отца к сыну, цезарь Рима имел право передать её тому, кого считал своим духовным последователем. Поэтому преемник императора Антонин Пий, усыновил Марка Вера, чтобы потом передать ему власть. После усыновления он стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

С приёмным отцом у Марка сложились очень близкие отношения, и позднее Марк Аврелий писал о своём приёмном отце и учителе императоре Антонине Пие: «Богов я должен благодарить и за то, что моим руководителем был государь и отец, который хотел искоренить во мне всякое тщеславие и внедрить мысль, что и живя при дворе можно обходиться без телохранителей, без пышных одежд, без факелов, статуй и тому подобной помпы, но вести жизнь весьма близкую к жизни частного человека, не относясь, поэтому уже с пренебрежением и легкомыслием к обязанностям правителя, касающимся общественных дел».

Юность Марка Аврелия прошла в императорском дворце на Палатинском холме. И его учителями, кроме приёмного отца были философы, пользовавшиеся большим уважением – Фронтон, Аполлоний, Герод Аттик, платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, Юний Рустик и другие.

Учителем Марка по гражданскому праву был знаменитый юрисконсульт Луций Волузий Мециан.

Любимой книгой Марка стала подаренная ему одним из учителей книга «Беседы» Эпиктета.

Под влиянием своего окружения Марк стал философом-стоиком. Он сделал девизом всей своей жизни кредо учителей: «Учи не словами, а собственным примером». Ответственность, благородство, долг и честь стоики считали стержнем человеческой морали.

5 декабря 138 года Марк вступил в должность квестора и приступил к административной работе.

В 140 году Марк стал консулом в первый раз, в 145 году вторично, вместе с Пием.

Когда Антонин Пий стал правителем Рима, Марку было 17 лет.

Антонин Пий не жаждал власти ради самой власти, он видел свой долг в том, чтобы как можно лучше служить интересам государства. Ему была чужда пышность в речах и в окружении. Он достойно продолжал дело таких императоров, как Нерва, Траян и Адриан. Этому у него учился и юный Марк.

Не знаю, было ли это только заслугой императора, но за время правления Антонина Пийя, никто не нарушал внешних границ громадной империи. Мир царил и внутри неё.

Император расстроил помолвку Марка Аврелия с Цейонией и обручил его со своей дочерью Фаустиной Младшей. В 145 году был оформлен их брак.

Когда у молодых родилась дочь, Антонин назначил Марка трибуном и вручил ему полномочия и проконсульскую власть вне Рима.

Антонин полностью доверял своему приемному сыну и вскоре сделал его своим соправителем. При этом император не принимал никаких решений без согласия Марка.

Удивительно, но за 23 года, что Марк и Антоний прожили в императорском дворце под одной крышей, они ни разу не поссорились.

1 января 161 года Марк третий раз стал консулом вместе с приёмным братом. В этом же 161 году Антонин Пий перед смертью объявил Марка своим преемником.

Правление Антонина Пия стало уникальным периодом в истории Рима. Никто не нарушал внешних границ огромной империи. Мир и согласие царили в ее пределах.

После кончины Пия и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года. Потом Марк стал править один.

Один из римских историков пишет о Марке Аврелии: «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру. Он делал дурных людей хорошими, а хороших – превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Марк Аврелий с большим уважением относился к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. Он уделял большое внимание судопроизводству. Запись одного из историков – «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право».

Законы и указы Марка Аврелия были направлены на улучшение жизни простых людей. Император считал государя ответственным перед законом и обязанным заботиться о своих гражданах.

Государство взяло на себя заботу обо всех больных и увечных. Император отказался от плоской шкалы подоходных налогов и велел собирать с богатых большие налоги. На полученные средства Марк Аврелий открывал приюты для сирот и малоимущих. Тогда же были основаны колледжи.

В Афинах Марк Аврелий учредил четыре кафедры философии – для каждого из существовавших в его время философских направлений – академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Удивительно, но именно при Марке Антонии появилась регистрация новорождённых и полиция нравов.

По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы они не гибли, если сорвутся с высоты.

При этом император встречал непонимание, вражду и безразличие со стороны обеспеченных граждан Рима. Среди чиновников хватало лицемеров.

Не повезло ему и в личной жизни.
Возможно, в первые годы замужества жена Марка Аврелия Фаустина, любила мужа. Но потом, когда из-за занятости он не мог уделять ей достаточного внимания, молодая женщина пустилась во все тяжкие. Сплетни о её любовных связях ходили по всему Риму. О них, не стесняясь, говорили матросы в портовых кабаках и актёры в театрах.

Первый сын Марка Аврелия умер в детстве после удаления опухоли под ухом. А сына Комода по слухам Фаустина родила не от Марка Аврелия, а от какого-то гладиатора. И это вполне возможно. Коммод был безнравственным и распущенным человеком, являя полную противоположность императору.

Несмотря на воспитание, которое Марк дал своему сыну, окружив его философами, Комод искал только общества мимов, наездников цирка и гладиаторов, превосходя их грубостью и силой. Марк Аврелий приходил в ужас от мысли о том, что после его кончины управление государством перейдет к такому недостойному человеку.

Приближённые советовали ему порвать с неверной женой Фаустиной, но Марк Аврелий, чтя память своего приёмного отца, благословившего этот брак, не решается пойти на это. Его безграничному терпению удивлялись и современники и потомки.

Французский историк и исследователь Ренан назвал отношение Марка Аврелия к жене «неумолимой кротостью».

К тому же положение в стране перестало быть спокойным. Начались войны.

Сначала против парфян, вторгшихся в римские владения. Но в 163 году была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 году был заключён выгодный для римлян мир, в результате которого к Риму отошли города северо-западной Месопотамии – Эдесса, Карры, Нисибис.

Тем временем с Востока пришла чума, и эпидемия охватила практически всю империю, погибли тысячи людей. Говорят, что сам император занимался лечением больных.

В 167 году в пределы империи вторглись варварские племена германцев и сарматов. Командование римскими легионами возглавил сам император. К 175 году Марку Аврелию удалось заключить мир, германцы, признав римский протекторат, поселились на территории римских гарнизонов.

В 175 году, распространив слух о смерти Марка Аврелия, объявил себя императором наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий.

Но, несмотря на поддержку мятежников через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк Аврелий позже прибыл в восточные провинции и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну, Грецию.

В 176 году Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем.

В 177 началась новая война с германцами.
Всего за 18 лет правления Марку Аврелию, самому миролюбивому из всех римских императоров пришлось провести 14 лет в военных походах, защищая своё государство и его граждан.

Несмотря на оскорбительное для императора и просто мужа поведение Фаустины, Марк Аврелий продолжал её любить, читал ей свои стихи. Жена сопровождала его во многих походах, и он называл её «матерью лагерей».

17 марта 180 года во время военного похода в окрестностях современной Вены Марк Аврелий скончался в возрасте около 59 лет от чумы.

Его врач Гален, который оставался рядом с императором до последней минуты, услышал произнесённые Марком Аврелием слова: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой».

По словам Геродиана, «не было человека в империи, который бы принял без слёз известие о смерти императора. В один голос все называли его – кто лучшим из отцов, кто доблестнейшим из полководцев, кто достойнейшим из монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости императором – и все говорили правду».

Марк Аврелий был официально обожествлен, в его честь возвели храм, были назначены жрецы. Военные подвиги императора запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии и ныне стоит конная статуя императора.

После ухода Марка Аврелия на престол взошёл его сын и закончился «золотой век» Древнего Рима, было положено начало гибели целой цивилизации.

Не философии и благородство правили империей, а презрение к духовным и культурным ценностям, безнравственность и насилие.

А вскоре варвары оставили от Римской империи жалкие развалины.

«Размышления» или «Рассуждения о самом себе», написанные Марком Аврелием на греческом языке были найдены после его смерти в походном шатре. Впервые они были изданы в 12 книгах в 1558 году с параллельным латинским переводом.

«Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Всё относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...»

Любой при желании может соприкоснуться с внутренним миром Марка Аврелия, прочитав его книгу размышлений, или хотя бы заглянув в неё.

Ведь, как ни удивительно для нас, эту книгу прочли и впитали в себя многие люди, жившие в разное время в разных странах и живущие ныне.

И тем, кто будет жить после нас эти записи, сделанные во время походов, может быть, помогут разобраться в себе, лучше понять окружающий мир и примирить, казалось бы, непримиримое – земную жизнь и вечность.