Музы Владимира Мотыля

Музы Владимира Мотыля

Его самой любимой в народе киноработой стал фильм «Белое солнце пустыни». Немногие знают о том, что одну из ролей в нем сыграла жена режиссера, которой на съемках приходилось не один раз рисковать своим здоровьем и безопасностью. Какая роль досталась супруге Мотыля, почему после съемок они расстались, и кто еще вдохновлял режиссера на создание его знаменитых киноработ – далее в обзоре.

Владимир Мотыль был женат трижды, причем 2 раза – на одной и той же женщине. Когда будущий режиссер был студентом Свердловского театрального института, он познакомился с актрисой местного ТЮЗа Людмилой Подаруевой, которая была старше него на 5 лет. В своих ухаживаниях он был очень настойчивым – ходил на все ее спектакли, дарил цветы и поджидал у входа в театр. Хотя ему на тот момент было всего 18 лет, и актрису смущала эта разница в возрасте, все же она не осталась равнодушной к его знакам внимания, и вскоре они поженились. В этом браке у супругов родилась дочь Ирина.

После окончания института Владимир Мотыль работал режиссером Свердловского драматического театра и главным режиссером ТЮЗа. А в 35 лет он снял свою первую киноработу – фильм «Дети Памира». Одну из ролей в этой картине сыграла ровесница Мотыля, актриса Раиса Куркина. Она рассказывала: «Мы были тогда молодыми и счастливыми! Володя блестящее образован, невероятно талантлив, с утонченным вкусом, и под его обаяние попадали все без исключения». На съемках у них начался роман, и режиссер решился на развод с женой.

К тому моменту Раиса Куркина уже была в разводе и одна растила дочь. И для него, и для его избранницы это был второй брак. И хотя они прожили вместе всего 6 лет, этот период был очень насыщенным и плодотворным и для режиссера, и для актрисы. Она стала для него настоящей музой, вдохновлявшей на создание шедевров. Когда в 1968 г. Владимир Мотыль приступил к съемкам фильма «Белое солнце пустыни», он заранее знал, кто должен сыграть жену таможенника Верещагина Настасью, – конечно, Раиса Куркина.

Сама она по поводу их совместной работы рассказывала: «Владимир Мотыль хорошо знал меня как актрису и в фильм взял без проб. Сомнений по поводу соглашаться на роль или нет, у меня не было. В этой картине меня ничего не сдерживало, я была сама собой. Мне всегда было важно, чтобы в актере просвечивалась его сущность, помимо того, что требует от него режиссер... Я заразилась темой фильма и чувствовала свое сходство с героиней. Во мне также есть и терпение, и жертвенность. Ничего придумывать не пришлось. Мера жертвенной любви моей героини к мужу понятна – эта женщина все везет на себе, и это при сильном муже. Таковы судьбы миллионов русских женщин».

Хотя Раиса Куркина была женой режиссера, на съемках он не делал ей никаких поблажек – наоборот, ей пришлось сложнее, чем другим актерам. Однажды она едва не утонула – снимали сцену, где ее героиня выбрасывала из лодки все оружие Верещагина. Лодка должна была отплыть далеко от берега, а Куркина не умела плавать. Актриса вспоминала: «Я выросла в Москве. Время трудное, военное – не до плавания. А тут дали дырявую лодку. Другой, как сказали, не нашли. Слукавил Володя или на самом деле было так, я не знаю. Но помню, как сидела и дрожала, будто осиновый лист. Пыталась даже вычерпывать воду из лодки, но это было практически невозможно – много воды. Паша Луспекаев, спасибо ему, понял мое состояние – забрался в лодку, сел рядом и сказал: «Не бойся, будешь тонуть – я тебя спасу». Сцену мы сыграли».


В другой раз актриса стала жертвой нападения: «Белое солнце пустыни» снимали в Махачкале. Город непростой, криминальный. У меня как-то среди бела дня вырвали сумочку из рук. Вор даже не убежал, а спокойно пошел по улице и потом прыгнул на подножку проходящего мимо грузовика. А я так опешила, что застыла как вкопанная. В этой сумке у меня было все: деньги, документы, которые пришлось восстанавливать. И даже очки, без которых я не могла работать – не очень хорошо видела. А нашего Петруху – Николая Годовикова – обворовывали несколько раз и даже били. Потому что вечером он – молоденький же совсем – любил куда-нибудь сходить на поиски приключений. Вот и находил».

Но все усилия не были напрасными – этот фильм стал настоящим триумфом и для актрисы, и для ее супруга. Однако вскоре после завершения работы над фильмом брак Мотыля и Куркиной распался. Однажды она приехала к нему в Чехословакию, где он был на гастролях, и во время стирки обнаружила у мужа в кармане письмо от женщины откровенного содержания. Тогда режиссер умолял простить ему неверность, и актриса дала ему второй шанс. Но спустя 2 месяца она узнала, что он не сдержал своего обещания, и ушла от него. Ее первый брак тоже распался из-за измены мужа, и она не раз говорил второму супругу о том, что главная ценность для нее в браке – верность. Увы, второй брак распался по той же причине.

О своем решении Раиса Куркина позже не жалела, несмотря на то, что после их развода осталась одна и больше не выходила замуж. Актриса говорила: «Прошли десятилетия, я не то что секунды – полсекунды не жалела о своем решении. Я ведь и на йоту не выношу вранья. И не оттого, что его кто-то заменил, у меня после Мотыля никого не было. Володя был сложным человеком. Двойственным. Эта заложенная в детстве двойственность жила в нем всегда, проявлялось в мелочах, а люди сотканы из деталей. У него были большие перерывы в работе. И в эти моменты с ним было очень непросто». Но даже после расставания актриса продолжала вдохновлять режиссера. Он снял ее еще в одном своем фильме – в «Звезде пленительного счастья» она исполнила роль Софьи Раевской.

После развода с Раисой Куркиной Владимир Мотыль вновь вернулся к своей первой жене и убедил ее второй раз выйти за него замуж. Она не стала ни упрекать его, ни выяснять отношений – просто приняла все как есть. В 1970-е гг. Людмила оставила театральную сцену и полностью посвятила себя семье. Однако их семейное счастье вряд ли можно было назвать безоблачным – режиссер оставался все таким же увлекающимся человеком, и на съемках у него случались романы. В последние годы Людмила Подаруева тяжело болела, и в 2008 г. ее не стало. Только после того, как Мотыль потерял самую преданную женщину в своей жизни, он сожалел: «Я ведь не снял ее ни в одной своей картине, не дал ей ни одной роли…».

Последней музой режиссера стала администратор гостиницы Наталья Мажуга. Они познакомились в 2005 г. в Санкт-Петербурге, куда Мотыль приехал на съемки своего последнего фильма «Багровый цвет снегопада». Съемочная группа остановилась в той гостинице, где работала Наталья. Режиссер сказал ей, что у нее подходящий типаж для одной из ролей, и что он готов работать с непрофессионалами. Наталья прочитала сценарий и согласилась сыграть эпизодическую роль переводчицы. А после этого ей предложили остаться в съемочной группе в качестве помощника режиссера.

На тот момент Владимиру Мотылю было уже 77 лет, и его ухаживаний за молодой помощницей никто не воспринимал всерьез – кроме нее самой. Наталья признавалась: «Наверное, сложно понять, что молодая женщина может питать чувства к человеку с такой возрастной разницей. Но для этого надо было знать Мотыля. Он был гений, который бегал по площадке так, что ему максимум можно было дать лет 60. В процессе съемок он усаживал меня рядом и спрашивал мое мнение. Умел ухаживать и делал это ненавязчиво... Люди не понимали, что мне с ним было безумно интересно… Счастье длилось недолго, но это было наше счастье».

Они оставались вместе на протяжении 5 лет, до последних дней режиссера. В искренность его молодой избранницы никто не верил – ее обвиняли в корысти, в претензиях на наследство. Чтобы положить конец этим слухам, режиссер, через год после того, как овдовел, сделал Наталье предложение. Она не хотела торопиться со свадьбой, так как понимала, что Мотылю сначала нужно сдать важный для него фильм «Багровый цвет снегопада». 11 марта 2010 г. должна была состояться премьера, после чего они планировали сыграть свадьбу. Но режиссеру не суждено было осуществить эти планы. 21 февраля он ушел из жизни.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260620/46817/