За последнее десятилетие, впервые в своей истории, Израиль занял сильную дипломатическую позицию в регионе и во всем мире. Израиль установил стратегические связи с арабскими странами и государствами восточного Средиземноморья. Он установил тесные связи с Вишеградской группой ЕС, в которую входят центральноевропейские государства Венгрия, Польша, Словакия и Чехия, а также Австрия и Италия. Израиль улучшил свои дипломатические и торговые отношения с государствами Африки, Центральной и Южной Америки, а также с Индией, Японией и Южной Кореей.
К сожалению, есть вероятность, что то, чего Израиль достиг благодаря кропотливым усилиям, может быть утрачено после прихода к власти новой правящей коалиции во главе с Яиром Лапидом. Это происходит по трем причинам.
Во-первых, премьер-министр Биньямин Нетаньяху - творец дипломатических триумфов Израиля. Они основаны на его внешнеполитическом видении того, что дипломатические связи строятся на общих интересах даже больше, чем на идеологии, и что Израилю есть что предложить другим странам мира.
Членов новой правящей коалиции разделяют много вещей. Но они сходятся в одном - все они ненавидят Нетаньяху. Итак, первая причина, по которой Израиль может вскоре отказаться от своих дипломатических достижений, заключается в том, что Лапид и большинство его партнеров по коалиции хотят стереть достижения Нетаньяху.
Вторая причина, по которой дипломатическая позиция Израиля, вероятно, скоро рухнет, заключается в том, что Лапид и министр обороны Бенни Ганц, а также большинство их партнеров не разделяют дипломатическое видение Нетаньяху. Лапид собирается стать министром иностранных дел. Как и большинство представителей израильской элиты, в которую входят политические левые, СМИ, высшее руководство силовых структур и высшее руководство министерств иностранных дел и юстиции, Лапид и Ганц считают, что дипломатические позиции Израиля зависят исключительно от его отношений с истеблишментом. Чем ближе Израиль к американскому правящему классу, тем сильнее он на международной арене. Чем слабее отношения Израиля с американской элитой, тем слабее его международная позиция.
Третья причина, по которой десятилетие дипломатических достижений Израиля, скорее всего, быстро закончится, заключается в том, что одержимые Америкой Лапид, Ганц и им подобные не понимают важности и потенциала того, чего добился Нетаньяху. Они не будут выделять необходимые ресурсы для поддержания связей, которые он установил с такими людьми, как канцлер Австрии Себастьян Курц или президент Бразилии Жаир Болсонару, потому что они не ценят эти связи. Поэтому эти связи будут ослабевать.
Это приводит нас в Вашингтон, единственное место, которое имеет значение для будущих членов кабинета министров.
7 июня госсекретарь США Энтони Блинкен дал показания перед членами комитетов Палаты представителей и Сената. Его выступление показало, что в то время как Лапид и его коллеги собираются разрушить наследие Нетаньяху, президент США Джо Байден, Блинкен и их советники взяли ластик промышленного размера для стирания политики и достижений Дональда Трампа на Ближнем Востоке.
Возьмем Голанские высоты. В 2019 году Трамп признал суверенитет Израиля над стратегическим анклавом вдоль границ с Сирией и Иорданией. На вопрос, признает ли администрация Байдена суверенитет Израиля, Блинкен ответил: «С практической точки зрения Израиль контролирует Голанские высоты, независимо от их правового статуса, и это должно оставаться до тех пор, пока не наступит момент, когда Сирия и все, что действует из Сирии, перестанет представлять угрозу для Израиля, а мы к этому еще не приблизились».
Или ответ покороче: нет.
Есть еще и Иран. Сенаторы-демократы недавно присоединились к своим коллегам-республиканцам, потребовав разъяснений по поводу ядерной дипломатии администрации с Ираном. Ядерная сделка 2015 года, которой придерживается администрация, наложила временные ограничения на ядерную деятельность Ирана, а в обмен дала Ирану открытую дорогу к военному ядерному потенциалу к 2030 году и $150 млрд в виде облегчения санкций. В 2018 году Трамп отказался от сделки, поскольку Иран нарушал предусмотренные ограничения в отношении своих ядерных действий, и восстановил экономические санкции США, которые отменила администрация Обамы.
Законодатели-демократы и законодатели-республиканцы спросили, каким образом отмена экономических санкций США в отношении Ирана позволит достичь цели ограничения ядерной деятельности Ирана, учитывая, что Тегеран все это время нарушал ограничения сделки в отношении своей ядерной деятельности. Они хотели понять, почему Иран согласится на более длительные и сильные ограничения на свою ядерную деятельность в будущем, если сделка 2015 года открывает ему путь к бомбе. И они хотели знать, может ли Блинкен гарантировать, что деньги от снятия санкций не окажутся в казне иранского Корпуса стражей революции.
Блинкен дал на все вопросы нелогичный ответ.
«Его [Ирана] программа быстро прогрессирует... Чем дольше это продолжается, тем больше сокращается время прорыва... Сейчас, согласно открытым отчетам, оно сократилось в лучшем случае до нескольких месяцев. И если так будет продолжаться, то оно сократится до нескольких недель».
Тревожное мнение Блинкена не было преамбулой к призыву нанести военные удары по ядерным объектам Ирана или даже к объявлению новой стратегии максимального экономического давления, направленной на разрушение режима.
Напротив, Блинкен сказал, что в свете масштабов и срочности угрозы США должны немедленно вернуться к сделке 2015 года, то есть предоставить Ирану миллиарды долларов на облегчение санкций, чтобы «засунуть ядерную проблему поглубже в ящик».
Говоря простым языком, Блинкен сказал, что озабоченность сенаторов не имеет никакого значения. Цель политики администрации не в том, чтобы помешать Ирану стать ядерной державой и региональным гегемоном. Цель администрации - быть другом Ирана.
За несколько дней до того, как Блинкен отказался от признания Америкой суверенитета Израиля над Голанскими высотами и заявил, что цель политики США в отношении Ирана - быть другом аятолл, даже если это означает позволить Ирану стать региональным гегемоном, вооруженным ядерным оружием, он встретился со своим «другом» Бенни Ганцем в Госдепартаменте. Очевидно, что эта встреча не произвела на Блинкена никакого впечатления. Если Ганц надеялся, что «хорошие личные отношения» с людьми Байдена позволят ему повлиять на них, то он, несомненно, был разочарован.
Понимая, что Обама и его команда - которая теперь стала командой Байдена - не намерены препятствовать превращению Ирана в ведущую державу, вооруженную ядерным оружием, за последние 8 лет Нетаньяху создал основанный на общих интересах союз с арабскими странами Персидского залива.
Администрация настолько враждебно относится к этому союзу, что сразу после вступления в должность начала наступление на Саудовскую Аравию. Администрация отказывается называть Авраамовы соглашения своим именем. А во время недавней мини-войны ХАМАСа и Израиля администрация, по сообщениям, оказывала давление на страны-участницы Авраамовых соглашений - ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко, чтобы они осудили усилия Израиля по уничтожению ракетного потенциала ХАМАСа. Нет сомнений, что Нетаньяху потратил много времени на то, чтобы добиться отсутствия подобных осуждений.
Перед лицом явной враждебности администрации к связям Израиля с суннитскими арабскими государствами, Лапид, Ганц и их коллеги с гораздо меньшей вероятностью приложат все усилия для их сохранения.
Затем - Иерусалим. 7 июня 16 сенаторов-республиканцев подписали письмо на имя президента Джо Байдена, в котором выразили свое несогласие с планом администрации открыть консульство Палестинской автономии в Иерусалиме и возобновить работу представительства ООП в Вашингтоне. Трамп закрыл консульство, как того требует закон о посольстве в Иерусалиме. Он закрыл представительство ООП в Вашингтоне, поскольку оно действовало в нарушение Закона о содействии правосудию и безопасности для жертв терроризма, известного также как Закон Тейлора Форса. Открытие консульства в Иерусалиме и возобновление работы офиса ООП в Вашингтоне противоречит законодательству США, отметили они.
Хотя сенаторы, несомненно, правы, администрация намерена следовать своему плану. Они могут изменить курс только в том случае, если их усилия столкнутся с жесткой оппозицией.
Со стороны коалиции Лапида сопротивления не будет. Лидер партии «Авода» и будущий министр транспорта Мерав Михаэли заявила недавно, что намерена отменить выделение 1,5 миллиарда шекелей (462 миллиона долларов), предназначенных на улучшение дорог в Иудее и Самарии. Лидер «Раам» Мансур Аббас идеологически солидарен с «Братьями-мусульманами». Он даже может присутствовать на открытии дипломатической миссии США в столице Израиля, которая призвана служить палестинским врагам Израиля.
Одним из самых больших дипломатических преимуществ Израиля в последние годы были тесные связи, которые он поддерживал со странами-членами ЕС, возглавляемыми националистическими лидерами. Раз за разом эти лидеры блокировали усилия руководства ЕС в Брюсселе по осуждению Израиля.
Лидером, который сделал больше всего для блокирования осуждения Израиля со стороны ЕС, был премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Самым откровенным критиком связей между Иерусалимом и Будапештом был Лапид. Когда Орбан прибыл в Израиль с официальным визитом, Лапид назвал это событие «национальным позором», поскольку Орбан выражал восхищение военным лидером Венгрии и пособником нацистов адмиралом Хорти. Как и главы еврейской общины США, с которыми он тесно связан, Лапид глубоко враждебен к европейским националистическим лидерам, несмотря на их восторженную поддержку Израиля. Будучи министром иностранных дел, Лапид, скорее всего, нацелит гарпун на связи Израиля с Вышеградской группой и тем самым уничтожит способность Израиля предотвратить осуждение Израиля со стороны ЕС.
А как насчет Нафтали Беннета? Какой будет позиция назначенного премьер-министра по всем этим вопросам? Даже в том маловероятном случае, если Беннет захочет сохранить политику Нетаньяху, у него не будет на это сил. Хотя в теории предполагается, что в правительстве равный вес имеют члены правого и левого крыла, трудно представить, как это будет проявляться на практике. Партия Авигдора Либермана «Исраэль Бейтейну» все еще считается правой партией. Но почти по всем вопросам Либерман занимает позицию левых. Трудно представить, что он встанет на сторону Беннета по какому-либо спорному вопросу, особенно если это связано с сохранением наследия Нетаньяху. И даже если Либерман встанет на сторону Беннета, у них не будет власти заставить Лапида сделать то, чего он не хочет. В лучшем случае они смогут помешать ему совершить некоторые действия, которые они не хотят, чтобы он совершал.
Если Беннет решит действовать самостоятельно в качестве премьер-министра от имени Иерусалима, или Голанских высот, или блокирования получения бомбы Ираном, или вообще от чего-либо, против чего выступают Лапид и левые, его партнеры по коалиции и СМИ вытащат его на лобное место. Не имея политической базы, Беннет, как и его коллега, лидер правой партии «Новая надежда» Гидеон Саар, быстро окажется перед выбором между двумя вариантами. Он может либо принять идеологические позиции левых, как это делали до него Эхуд Ольмерт, Ципи Ливни и Ариэль Шарон, либо развалить правительство и уйти с государственной службы.
Администрации Байдена понадобилось менее полугода, чтобы развалить достижения Трампа в Израиле и на Ближнем Востоке. Мы можем ожидать, что новое правительство разрушит дипломатическую позицию Израиля в первый же день своего пребывания у власти.