* Ввиду важности заседания Совета Безопасности ООН, посвященного выполнению Минских соглашений, и, учитывая текущую ситуацию, президент Байден принял решение о том, чтобы США представлял на заседании государственный секретарь Тони Блинкен. Поэтому государственный секретарь сделал остановку в Нью-Йорке по дороге в Мюнхен на конференцию по безопасности и выступил на заседании СБ ООН в четверг в 11 часов утра.
Вот перевод выступления Тони Блинкена:
«Мистер председатель, заседание этого Совета было созвано сегодня для обсуждения выполнения Минских соглашений – цели, которую мы все разделяем, несмотря на постоянные нарушения этих договоренностей со стороны России. Эти соглашения, которые были заключены в 2014 и 2015 годах и подписаны Россией, остаются основой для мирного процесса по урегулированию конфликта в Восточной Украине.
Главной обязанностью этого Совета – и непосредственной причиной его создания – является сохранение мира и безопасности. На момент проведения заседания сегодня самую непосредственную угрозу миру и безопасности представляет надвигающаяся агрессия России против Украины.
Ставки высоки, и их важность ощущается далеко за пределами Украины. Это момент угрозы для жизни и безопасности миллионов людей, а также для фундаментальных положений Устава Организации Объединенных Наций и основанного на правилах международного порядка, который сохраняет стабильность во всем мире. Этот кризис непосредственно затрагивает каждого члена этого Совета и каждую страну мира.
Ведь находятся под угрозой основные принципы, поддерживающие мир и безопасность, – принципы, которые были закреплены после двух мировых войн и холодной войны. Принцип, согласно которому ни одна страна не может силой изменить границы другой страны. Принцип, согласно которому ни одна страна не может диктовать другой стране ее выбор или политику, диктовать, с кем она будет ассоциироваться. Принцип национального суверенитета.
Это именно тот тип кризиса, для предотвращения которого и была создана Организация Объединенных Наций – и, в частности, Совет Безопасности.
Мы должны обсудить то, что Россия сейчас делает по отношению к Украине.
За последние месяцы, без каких-либо провокаций или оправдывающих обстоятельств, Россия сосредоточила более 150 тысяч военнослужащих вокруг границ Украины, в России, Беларуси, оккупированном Крыму. Россия заявляет, что отводит эти силы. Мы не видим, чтобы это происходило на местах. Наша информация ясно указывает на то, что эти силы – включая наземные войска, авиацию, корабли, – готовятся начать атаку на Украину в ближайшие дни.
Мы не знаем точно, как будут развиваться события, но вот чего может ожидать от их развития мир. Более того, это все разворачивается прямо сейчас, сегодня, когда Россия делает шаги по пути к войне и вновь заявляет об угрозе военных действий.
Во-первых, Россия планирует создать предлог для своего нападения. Это может быть событие с применением насилия, в котором Россия обвинит Украину, или оскорбительное обвинение, которое Россия выдвинет против украинского правительства. Мы не знаем точно, какую форму это примет. Это может быть сфабрикованная так называемая «террористическая» атака в виде взрыва внутри России, выдуманное обнаружение массового захоронения, инсценированный удар беспилотника по гражданским лицам или фальшивая – даже настоящая, – атака с применением химического оружия. Россия может охарактеризовать это событие как этническую чистку или геноцид, издеваясь над концепцией, к которой мы в этом зале не относимся легкомысленно, и я лично не отношусь легкомысленно, основываясь на истории моей семьи.
В последние несколько дней российские средства массовой информации уже начали распространять некоторые из этих ложных заявлений и утверждений, чтобы максимизировать общественное возмущение, заложить основу для выдуманного оправдания войны. Сегодня этот барабанный бой только усилился в российских государственных СМИ. Мы слышали некоторые из этих необоснованных утверждений от выступавших здесь сегодня ораторов, поддерживаемых Россией.
Во-вторых, в ответ на эту сфабрикованную провокацию высшие эшелоны российского правительства могут театрально созвать экстренные совещания для разрешения так называемого кризиса. Правительство обнародует декларации о том, что Россия вынуждена отреагировать для защиты российских граждан или русское население в Украине.
Далее планируется начать атаку. Российские ракеты и бомбы будут падать по всей территории Украины. Связь будет заблокирована. Кибератаки приведут к закрытию ключевых украинских учреждений.
После этого российские танки и солдаты будут наступать на ключевые цели, которые уже определены и нанесены на карту в подробных планах. Мы считаем, что эти цели включают столицу Украины Киев, город с населением 2.8 миллионов человек.
Атаки с применением обычных видов оружия – это еще не всё, что Россия планирует осуществить против народа Украины. У нас есть информация, указывающая на то, что Россия будет проводить целенаправленные действия в отношении конкретных групп украинцев.
Мы предупреждали правительство Украины обо всем том, что может произойти. И сегодня мы излагаем здесь все это очень подробно в надежде, что, поделившись с миром тем, что мы знаем, мы сможем повлиять на Россию, с тем чтобы она отказалась от пути войны и выбрала другой путь, пока еще есть время.
Я отдаю себе отчет в том, что некоторые ставили под сомнение нашу информацию, вспоминая предыдущие случаи, когда разведданные в конечном итоге не подтверждались. Но позвольте мне четко заявить: я выступаю здесь сегодня не для того, чтобы начать войну, а для того, чтобы предотвратить ее. Информация, которую я здесь представил, подтверждается тем, что в течение нескольких месяцев разворачивалось у нас на глазах. И помните, что, хотя Россия неоднократно высмеивала наши предупреждения и тревоги как мелодраму и чепуху, они неуклонно стягивали к границам Украины более 150 тысяч военнослужащих, а также готовили возможности для осуществления массированного военного нападения.
Это видим не только мы: союзники и партнеры видят то же самое. И Россия слышит не только наши призывы. Международный хор голосов становится все громче и громче.
Если Россия не вторгнется в Украину, мы будем рады, что она изменила курс и доказала ошибочность наших прогнозов. Это было бы гораздо лучшим результатом, чем тот курс, по которому мы сейчас движемся. И мы с радостью примем любую критику в наш адрес с любой стороны.
Как сказал президент Байден, это будет война по выбору. И вместе с союзниками и партнерами мы ясно дали понять, что, если Россия сделает такой выбор, наш ответ будет резким и решительным. Президент Байден твердо повторил это ранее на этой неделе.
Россия всё еще может сделать другой выбор, если есть хоть капля правды в ее утверждении о том, что она привержена дипломатии.
Дипломатия – единственный ответственный способ урегулирования этого кризиса. Важнейшая часть этой дипломатии – выполнение Минских соглашений, что является темой нашего сегодняшнего заседания.
Существует ряд обязательств, которые Россия и Украина взяли на себя в рамках Минских договоренностей, в которых также участвуют ОБСЕ и партнеры по нормандскому формату.
Если Россия готова сесть за стол переговоров с украинским правительством и проработать процесс выполнения этих обязательств, наши друзья из Франции и Германии готовы организовать дискуссии на высшем уровне в нормандском формате для урегулирования этих вопросов. Украина готова к этому. Мы тоже полностью готовы поддержать стороны.
Прогресс в урегулировании кризиса на Донбассе посредством Минских соглашений может подкрепить более широкие дискуссии с Россией по вопросам безопасности, в которых мы готовы участвовать в координации с нашими союзниками и партнерами.
Более трех недель назад мы предоставили России документ, в котором подробно изложены конкретные взаимные шаги, которые мы можем предпринять в ближайшей перспективе для устранения наших соответствующих предметов обеспокоенности и продвижения интересов коллективной безопасности России, Соединенных Штатов и наших европейских партнеров и союзников. Сегодня утром мы получили ответ, который мы анализируем.
Ранее сегодня я направил письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову с предложением встретиться на следующей неделе в Европе по итогам наших переговоров, состоявшихся в последние недели, чтобы обсудить шаги, которые мы можем предпринять для бесконфликтного урегулирования этого кризиса. Мы также предлагаем провести заседания Совета НАТО-Россия и Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Эти встречи могут проложить путь к саммиту ключевых лидеров в контексте деэскалации для достижения взаимопонимания по нашим взаимным опасениям в области безопасности. Как ведущие дипломаты наших стран, мы обязаны приложить все усилия для обеспечения успеха дипломатии, с тем чтобы не осталось ни одной неиспользованной дипломатической возможности.
Если Россия привержена дипломатии, мы предоставляем ей все шансы продемонстрировать эту приверженность.
Я не сомневаюсь, что ответом на мое сегодняшнее выступление здесь будут новые заявления правительства России о том, что Соединенные Штаты якобы разжигают истерию, или что у России «нет планов» вторжения в Украину.
Поэтому позвольте мне упростить ситуацию. Сегодня российское правительство может объявить – без оговорок, двусмысленностей или уклонений, – что Россия не будет вторгаться в Украину. Четко заявите об этом. Прямо заявите об этом всему миру. А затем продемонстрируйте это, отправив своих военнослужащих, свои танки, свои самолеты обратно в казармы и ангары и поручив дипломатам сесть за стол переговоров.
В ближайшие дни мир будет помнить об этом обязательстве – или об отказе его взять его на себя. На этом я заканчиваю свое выступление».
* Из заявлений министра обороны США Ллойда Остина на пресс-конференции в Брюсселе после встречи министров иностранных дел стран НАТО:
«Сейчас русские говорят, что они выводят часть этих сил после завершения учений, но мы этого не видим. Напротив, мы видим, что за последние несколько дней контингент военнослужащих, которые уже размещены на границе, увеличился до более, чем 150 тысяч военнослужащих. Мы видим, как некоторые из этих войск приближаются к границе. Мы видим, что они перебрасывают больше боевых и вспомогательных самолетов. Мы видим, как они повышают свою готовность в Черном море. Мы даже видим, как они пополняют запасы крови.
Знаете, я сам не так давно был солдатом и знаю не понаслышке, что просто так такие вещи не делаются, и уж точно не делаются, если ты готовишься собрать вещи и уехать домой. Поэтому мы и наши союзники будем сохранять бдительность. Мы будем следить за так называемыми операциями «ложного флага», когда Россия может создать драматическое событие, чтобы оправдать нападение, и мы видели, как они действуют в прошлом, и мы будем продолжать изучать способы повышения нашей готовности, как это сделали Соединенные Штаты и другие страны, развернув дополнительные войска на восточном фланге НАТО, и мы будем тщательно сопоставлять российские слова с российскими делами, то, что они говорят, с тем, что они на самом деле делают.
Конечно, мистер путин говорит, что он хочет вести более активный диалог, и, как мы всегда говорили, мы приветствуем это. Мы считаем, что еще есть время и пространство для дипломатии, и мы вместе с нашими союзниками и партнерами стремимся к этому. Мирный исход, уважающий суверенитет и территориальную целостность Украины, представляет собой наилучший исход не только для Украины, но и для России и российского народа. Если мистер путин серьезно настроен на достижение такого результата, он не найдет в Соединенных Штатах и в этом альянсе лучшего или более серьезного собеседника. А если нет, о чем свидетельствуют его действия, то всему миру станет ясно, что он начал войну, оставив на столе дипломатические возможности. Именно мистер путин будет нести ответственность за страдания и огромные жертвы, которые за этим последуют.
Знаете, я уже давно занимаюсь этим, бизнесом национальной безопасности. Я поступил на службу в армию США в разгар холодной войны, и большую часть своей взрослой жизни я служил и воевал рядом с союзниками по НАТО. Но я могу честно сказать, что никогда не видел альянс более актуальным, более сплоченным и более решительным, чем сегодня.
Мистер путин говорит, что он не хочет иметь сильное НАТО на своем западном фланге. Но он именно это и получает».
* Утром в четверг президент Байден кратко ответил на вопросы журналистов, направляясь к вертолету из Белого Дома перед отлетом в Огайо (перевод по стенограмме, опубликованной сайтом Белого Дома):
«Вопрос: Господин Президент, насколько высока сейчас угроза российского вторжения?
Президент: Она очень высока.
Вопрос: Почему?
Президент: Она (очень высока) потому, что они не вывели ни одного из (подразделений) своих войск. Они ввели еще больше войск, во-первых. Во-вторых, у нас есть основания полагать, что они участвуют в ложной операции, чтобы иметь повод войти в страну. У нас есть все признаки того, что они готовы войти в Украину, напасть на Украину - это первое.
Второе, я ждал ответа от путина на мое письмо, которое является моим ответом ему. Он (ответ) пришел в московское посольство. Они отправляют его сюда. Я его еще не читал. Я не могу это комментировать
Вопрос: Вы были проинформированы о его содержании каким-либо образом?
Президент: Нет.
Вопрос: Вы думаете, что он пойдет на это, сэр? Есть ли у вас ощущение, что это может произойти сейчас?
Президент: И да, И нет...
Вопрос: Когда именно?
Президент: Я думаю, что это может произойти в течение следующих нескольких дней.
Вопрос: Есть ли еще дипломатический путь, мистер президент?
Президент: Да, есть. Есть четкий дипломатический путь. Вот почему я попросил госсекретаря Блинкена отправиться в Организацию Объединенных Наций и сделать сегодня свое заявление. Он изложит, что это за путь. Я изложил путь путину также, по-моему, в прошлое воскресенье. Так что путь есть. Есть путь через это, но с помощью дипломатии.
Вопрос: Вы будете снова говорить с путиным?
Вопрос: Вы собираетесь позвонить путину?
Президент: Я не собираюсь звонить путину. У меня нет прямо сейчас планов звонить путину. Спасибо».
Из последних слов Джо Байдена можно сделать вывод, что новых разговоров с путиным не будет, пока он не отступит. Потому что, если он решит наступать, разговоров с ним тем более не будет.
UPD 22:25 EST. Пресс-секретарь Госдепартамента Нед Прайс опубликовал сообщение, что Россия согласилась на предложение госсекретаря Блинкена встретиться с лавровым на следующей неделе при условии, что Россия не начнет войну.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.