Новости из США. Главное к концу недели, 28 октября 2023 - Igor Aizenberg

Новости из США. Главное к концу недели, 28 октября 2023 - Igor Aizenberg

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!

Солидарность и сочувствие всем израильским друзьям и всем людям в Израиле.


Сегодня в выпуске:

• Чего ждать от нового спикера Палаты Представителей?

• Бывший вице-президент Майк Пенс объявил о прекращении борьбы за номинацию в президенты

• Маняк, застреливший в среду 18 человек и ранивший более 50-ти, обнаружен – он застрелился сам

* После избрания Майка Джонсона спикером Палаты Представителей задаются два естественных вопроса: чего от него можно ждать в целом и как он относится к помощи Украине.

Сразу после избрания Джонсона о нем можно было сказать только то, что о нем было к тому времени известно: он придерживается крайне консервативных взглядов, по каким-то вопросам (как, например, неприятие однополых отношений вплоть до их криминализации) – реакционных взглядов, он участвовал в попытке Трампа сорвать утверждение результатов президентских выборов 2020 года.

Сейчас Джонсон спикер. Страсти улеглись. Каким он будет спикером, чего от него ждать?

У него есть два варианта действий. Один из них – быть политическим лидером республиканской фракции, продвигать исключительно законопроекты, которые предлагаются республиканцами (преимущественно совершенно идеологические – как, например, запрет абортов или отмена всех ограничений на продажу оружия или сокращение до символических размеров системы социального страхования, или бюджет с вычеркнутыми из него социальными расходами и государственными инвестициями в экономику). Такие законопроекты могут приниматься республиканским большинством Палаты Представителей. Но они никогда не станут законами. Потому что их никогда не будет рассматривать Сенат.

Второй вариант – быть спикером. То есть не просто политиком, но государственным человеком. Организовывать законодательный процесс в Палате Представителей так, чтобы она принимала законопроекты, которые становились бы законами. Практически любые такие законопроекты (может быть, за редчайшим исключением) могут быть только компромиссными, принятыми ситуативным двухпартийным большинством. Потому что только такие законопроекты может принять Сенат. Там большинство у демократов, что означает, что они определяют повестку дня Сената. Но для принятия любых законопроектов в Сенате (кроме пересмотра действующего бюджета) нужны голоса минимум 60 из 100 сенаторов. У демократов в Сенате 51 место, у республиканцев – 49. Поэтому любой законопроект в Сенате может быть принять исключительно на двухпартийной основе. Следовательно, чтобы Сенат мог принять законопроект, предложенный Палатой Представителей, такой законопроект тоже должен быть изначально двухпартийным. А это означает, что в нынешнем разделенном Конгрессе, когда в одной палате большинство у одной партии, во второй палате – у другой партии, да еще в одной из палат без двухпартийной поддержки ни один законопроект принять нельзя, законом может стать только компромиссный законопроект, в поддержку которого должно формироваться большинство из представителей обеих партий. Никто при этом не сможет получить все, что он хочет. Но могут приниматься законы, нужные стране, нужные людям. Роль нормального спикера Палаты Представителей в нормальном законодательном процессе огромна. Потому что нормальный спикер неизбежно должен вести переговоры с лидерами обеих партий в Сенате, чтобы знать, в какой редакции тот или иной законопроект может быть принят там, должен вести переговоры с президентом, чтобы знать, в какой редакции президент может подписать тот или иной законопроект, не ветировав его (для преодоления президентского вето требуется 2/3 голосов в каждой из палат, то есть не просто двухпартийное, но очень солидарное голосование представителей обеих партий).

То есть, тот, кто хочет быть настоящим спикером, обречен на то, чтобы договариваться, создавать ситуативные двухпартийные коалиции для принятия законопроектов, которые могут стать законами. В этом и состоит основная работа спикера, которой, например, очень мало занимался бывший спикер Маккарти (по сути, за девять месяцев его спикерства было принято только два законопроекта путем создания ситуативного большинства – об отмене потолка госдолга до 2025 года и временный бюджет на 45 дней. В обоих случаях ядро этого ситуативного большинства составляли демократы. И в обоих случаях Маккарти договаривался с демократами в самый последний момент).

Вы спросите, можно ли ожидать от Джонсона, чтобы он договаривался о чем-то с демократами, с лидерами Сената, с Белым Домом? На данный момент не знаю.

Это будет видно в течение ближайшего времени – ближайших двух с половиной недель. Если до 17 ноября не будет принят постоянный бюджет на 2024 финансовый год или не будет принят еще один временный бюджет (путем механического проецирования статей бюджета 2023 года на новый срок), в стране наступит шатдаун – остановка работы федерального правительства. Принять любой бюджет – постоянный или временный, можно только на двухпартийной основе. Потому что бюджет с сокращением всех статей расходов на 8% (Джонсон в интервью телеканалу Фокс в четверг озвучил эту цифру, которой требуют республиканцы) принять невозможно. Ни один демократ за такой бюджет не проголосует, соответственно, он никогда не будет принят в Сенате. А это означает, что для принятия реального бюджета нужна ситуативная двухпартийная коалиция, которая согласится на тот или иной компромисс. И если спикер хочет принять бюджет, а не погрузить страну в шатдаун и кризис (как требуют ультраправые республиканцы), то он обречен на переговоры о создании такой ситуативной коалиции. Какие у спикера при этом политические убеждения, какой идеологии он придерживается, совершенно не имеет значения. Он может быть, ультраконсерватором, правоцентристом, центристом, либералом, лево-центристом, социалистом-прогрессистом, но если он или она хочет быть именно спикером, в том смысле, что хочет успешно выполнять работу на этой третьей по значимости в американской властной иерархии государственной должности, никаких вариантов для ее успешного выполнения, кроме поисков компромиссов и создания на их основе ситуативных коалиций для принятия законопроектов не существует.

Интервью, которое Джонсон дал каналу Фокс в четверг вечером, показало, что он понимает, что быть спикером – это не то же самое, что быть депутатом с ультраконсервативными взглядами, одним из 433, что у спикера есть специфические обязанности. Джонсон даже сказал, что нужно утвердить ассигнования на помощь Украине, потому что нельзя допустить, чтобы путин победил. Почему «даже» - просто потому, что Джонсон раньше голосовал против выделения ассигнований на помощь Украине. И это его заявление (пусть даже с оговорками, что Байден должен определить и объяснить Конгрессу, что является конечной целью помощи, что у него есть 12 условий по проверке того, как используется помощь) говорит о том, что, заняв свою новую должность, он понял, что став высокопоставленным государственным чиновником, он должен думать о реальных интересах государства, а не руководствоваться своими личными идеологическими установками. Это положительный знак. А как все будет дальше, еще раз говорю, покажут ближайшие две с половиной недели, оставшиеся до 17 ноября.

Плохо, что Джонсон тут же заявил, в том же интервью, что он собирается разделить помощь Израилю и помощь Украине, запрошенную Белым Домом в прошлую пятницу и принять сначала законопроект о помощи Израилю. Джо Байден предложил неделю назад принять законопроект о неотложных ассигнованиях для обеспечения национальной безопасности США, в который входила помощь Украине, Израилю, Тайваню и ассигнования на укрепление южной границы США. Разделение этого пакета – это откладывание принятия его составляющих, главная из которых – более $60 миллиардов из $106 миллиардов, запрошенных президентом – это помощь Украине.

И поэтому еще раз призываю всех граждан США, особенно живущих в округах, в которых депутаты Палаты Представителей республиканцы – пишите своим представителям, звоните в их офисы, требуйте немедленного рассмотрения запроса Белого Дома об ассигнованиях на помощь Украине.

* В субботу бывший вице-президент США Майк Пенс заявил о том, что выходит из президентской гонки, поскольку нынешнее время – не его время. В реальности Пенс испытывает проблемы со сбором денег на свою предвыборную кампанию. Из-за недостатка собранных денег он пока не смог квалифицироваться для участия в третьем раунде дебатов республиканских кандидатов в президенты. Предвыборная кампания в огромной стране – это очень дорогое мероприятие. Штабы в каждом штате, реклама в СМИ, предвыборные митинги, зарплата сотрудникам штабов – все это требует огромных денег.

Но Пенс сказал правду: нынешнее время – не его время. Он – традиционный республиканский консерватор. В нынешней республиканской партии осталось очень мало места для традиционных консерваторов. Она сдвинулась очень далеко вправо. Она стала партией Трампа. Согласно всем опросам, до 60% из 39 миллионов зарегистрированных республиканцев поддерживают Трампа. И в такой партии для традиционного консерватора Пенса не находится места. И поэтому неудивительно, что он не может собрать деньги на свою предвыборную кампанию. Деньги ведь посылают кандидатам в первую очередь не миллиардеры, а рядовые избиратели. А большинству рядовых республиканских избирателей Пенс не нужен. Они вообще считают его предателем, поскольку убеждены, что Пенс должен был помочь их кумиру Трампу осуществить государственный переворот и остаться в Белом Доме.

* В штате Мэн ФБР и полиция обнаружили тело Роберта Карда – маньяка, который в среду вечером застрелил из автоматического оружия 18 человек и ранил более 50-ти. По заключению ФБР и полиции Кард застрелился.

Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.