Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Сегодня в выпуске:
• США получили самого некомпетентного в своей истории министра обороны – телеведущего Фокса Пита Хегсета. Сенатор Митч Макконнелл: «Мистер Хегсет на данный момент не смог продемонстрировать, что он пройдет этот тест».
• Правило филибастера в Сенате и утверждение президентских назначений.
• Трамп уволил генеральных инспекторов 12 министерств, открывая дорогу к нарушению законов
• Трамп отменил указ президента Джонсона от 1965 года о равных правах для всех при приеме на работу в федеральные учреждения и запрете дискриминации по признаку расы, пола и религии
• Когда Трамп говорит то, что думает и когда врет
• Как завоевать симпатии 47-го президента: Сербия построит «Башню Трампа» в центре Белграда
* В пятницу поздно вечером, около 22:00 по времени Восточного Побережья, Сенат провел голосование по утверждению телеведущего канала Фокс Пита Хегсета министром обороны США. Результаты голосования – 50:50, потребовали участия вице-президента Вэнса, являющегося по Конституции президентом Сената, чтобы вопрос об утверждении Хегсета был решен. И согласно Конституции, вице-президент имеет право подать дополнительный голос в случае, если голосование завершилось 50:50. Вэнс был вызван в Сенат и, появившись в председательском кресле, объявил, что голосует за утверждение Хегсета в должности.
Вместе со всеми 47-ю сенаторами демократами против утверждения Хегсета в должности проголосовали три республиканских сенатора – Лиса Мурковски, Сюзан Коллинз и недавний и многолетний лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл. Если еще хотя бы один республиканец проголосовал против утверждения, то Хегсет не был бы утвержден в должности. Но больше смельчаков в республиканской фракции, готовых пойти против Трампа и воспрепятствовать тому, чтобы министром обороны США стал самый некомпетентный кандидат в истории страны, не нашлось.
Таким образом, Соединенные Штаты получили действительно самого некомпетентного в истории министра обороны, утвержденного Сенатом лишь с помощью подключения к голосованию вице-президента.
Министры обороны США, какие бы президенты их ни назначали, у какой бы партии ни было в этот момент большинство в Сенате, в течение многих десятилетий утверждались сенаторами единогласно, либо почти единогласно. Просто потому, что президенты всегда предлагали на эту важнейшую должность гражданского руководителя армии и главного военно-политического советника президента компетентных людей, знания и опыт которых, их способность руководить Пентагоном, не могли вызывать никаких сомнений у сенаторов вне зависимости от их партийной принадлежности.
Пит Хегсет во время слушаний в сенатском комитете по делам вооруженных сил продемонстрировал свою абсолютную некомпетентность в вопросах военного планирования (он даже не мог назвать ни общую численность армии, ни численность ее отдельных родов войск), в вопросах геополитики (он ни словом не обмолвился в своем программном обращении к сенаторам ни о российской агрессии против Украины, ни о китайской угрозе Тайваню и Филиппинам, не смог ответить на вопрос, какие страны входят в Организацию Стран Юго-Восточной Азии, ни слова не сказал о роли НАТО в обеспечении безопасности). Хегсет был уличен в сексуальном насилии (он заплатил женщине, которую изнасиловал в 2017 году, $50 тысяч, чтобы она забрала свое заявление из полиции и заявила, что наоборот, не имеет к нему претензий), в многолетнем злоупотреблении алкоголем (пил на работе, появлялся в абсолютно непотребном виде в общественных местах), в растрате денег (он руководил двумя небольшими ветеранскими организациями, бюджет которых, состоявший из пожертвований, «исчезал» в неизвестном направлении).
Не будем останавливаться на тех многочисленных выступлениях демократов в Сенате против утверждения Хегсета на посту министра обороны, которые звучали с трибуны Сената. Но вот что заявил по мотивам своего голосования против утверждения Хегсета в должности консерватор из консерваторов, республиканец из республиканцев (в классическом смысле) бывший многолетний лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл:
«Самым значимым должностным лицом в кабинете (министров) любой администрации является министр обороны. Перед лицом самых серьезных угроз интересам национальной безопасности США со времен Второй мировой войны эта должность сегодня становится еще важнее.
Наши основные противники работают сообща, чтобы подорвать интересы США по всему миру. А военные возможности Америки и ее оборонно-промышленные мощности недостаточны для сдерживания или победы в крупном конфликте с Китаем или Россией, особенно с учетом реального риска одновременных вызовов со стороны и других противников, таких как Иран или Северная Корея.
Управление вооруженными силами Соединенных Штатов и сложной бюрократией, которая существует для их поддержки, является огромной и священной ответственностью. В самые тяжелые моменты, под тяжестью этого общественного доверия, даже самые способные и высококвалифицированные лидеры, приходившие в Пентагон, относились к этой работе с большим смирением — от Джорджа Маршалла, использовавшего американскую предприимчивость в сплочении союзников по обеим сторонам Атлантики в холодной войне, до Каспара Вайнбергера, организовавшего наращивание военной мощи во времена Рейгана, и Боба Гейтса, заслужившего доверие двух главнокомандующих, представлявших обе партии во время войны (иракской и афганской)» (Республиканце Боб Гейтс был министром обороны в последние два года правления президента Буша-младшего и в первые два года правления президента Обамы - ИА).
«Одного желания быть «агентом перемен» недостаточно, чтобы занять эту должность. И «пыль на сапогах» тоже не отличает этого кандидата от многочисленных предшественников последнего десятилетия. И это не является предпосылкой успеха».
«Эффективное управление почти тремя миллионами военнослужащих и гражданских лиц, годовым бюджетом почти в $1 триллион, а также нашими альянсами и партнерствами по всему миру — это ежедневный тест с ошеломляющими последствиями для безопасности американского народа и наших глобальных интересов.
Мистер Хегсет на данный момент не смог продемонстрировать, что он пройдет этот тест. Но когда он вступит в должность, последствия неудачи будут столь же высоки, какими они были всегда.
Соединенные Штаты сталкиваются со скоординированной агрессией со стороны противников, стремящихся разрушить порядок, лежащий в основе американской безопасности и процветания. В публичных комментариях и показаниях перед комитетом по вооруженным силам мистер Хегсет не показал, что он видит эту реальность».
В субботу утром Пит Хегсет был приведен вице-президентом Вэнсом к присяге и вступил в должность министра обороны.
Америка вступила в период большой турбулентности.
Выдержит ли она испытание самым некомпетентным министром обороны в своей истории?
В субботу утром теперь уже бывшая губернатор штата Южная Дакота Кристи Ноэм была утверждена Сенатом в должности министра внутренней безопасности. Против ее утверждения голосовали 34 демократа из 47-ми. 52 республиканца и 7 демократов были «за».
* Кстати, есть одна деталь, на которую нужно обратить внимание. Если бы сейчас действовал регламент Сената, существовавший до 2013 года, Хегсет никак не мог бы быть утвержден министром обороны. Как не имели бы никаких шансов Тулси Габард стать Директором Национальной Разведки, Кэш Пател – директором ФБР, а Роберт Кеннеди-младший – министром здравоохранения (ее номинация будет рассматриваться Сенатом на следующей неделе). Дело в том, что до 2013 года при утверждении номинантов президентов на должности в Сенате действовало правило филибастера. Для открытия и прекращения дебатов по любой кандидатуре в министры и в судьи требовалось 60 голосов. Демократы, у которых было тогда большинство в Сенате, рассерженные (справедливо рассерженные) тем, что республиканцы блокируют с помощью правила филибастера утверждение всех судей, номинированных президентом Обамой, изменили регламент. В результате этих изменений для утверждения судей (кроме Верховного Суда) и министров стало достаточно простого большинства. Республиканцы, у которых было большинство в Сенате в 2017 году, распространили это правило простого большинства и на кандидатов в Верховный Суд.
Одним правило филибастера нравится, другим – не нравится. Республиканцы явно злоупотребляли им в 2013 году, когда блокировали утверждение вообще всех судей, назначенных Обамой. Но это правило, когда оно распространялось не только на принятие законов, но и на утверждение президентских назначений, вынуждало президентов предлагать на должности министров и в судьи только таких кандидатов, за которых может проголосовать по крайней мере часть сенаторов от оппозиционной партии, чтобы набирались необходимые 60 голосов. Это исключало появление на министерских должностях некомпетентных и абсолютно идеологически ориентированных людей, вынуждало президентов предлагать более компетентных и умеренных в идеологическом отношении кандидатов, поскольку оппозиционная партия могла блокировать назначения, категорически для нее неприемлемые.
Как видим, отмена правила филибастера в части утверждения президентских назначений, произошедшая 12 лет назад, сейчас дорого обходится…
* В пятницу вечером Трамп уволил генеральных инспекторов из 12 федеральных министерств и агентств. Генеральные инспекторы следят за соблюдением законов, бюджетной дисциплины и этических норм во всех министерствах и федеральных агентствах. И хотя часть из этих 12 генеральных инспекторов были самим же Трампом и назначены в его предыдущий президентский срок, очевидно его стремление назначить на эти должности людей, абсолютно лояльных ему в данный момент, тех людей, которые будут закрывать глаза на то, на что потребует их закрывать 47-й президент.
* По распоряжению Трампа во всех федеральных ведомствах будут упразднены отделы, обязанностью которых является исключение любой запрещенной законом дискриминации. Одним из своих многочисленных указов, изданных 20-21 января, Трамп отменил действие указа президента Линдона Джонсона, изданного в 1965 году на основании Закона о Гражданских Правах, предоставлявшего всем гражданам вне зависимости от расы, пола и религии равные возможности трудоустройства в учреждениях федерального правительства и компаниях, работающих по контрактам с федеральным правительством .
Указ президента Джонсона также дал министерству труда полномочия принимать меры против дискриминации. Этот указ действовал в течение 60 лет при всех администрациях, демократических и республиканских. Трамп его отменил, открыв дорогу к любой дискриминации при приеме на работу как в учреждения федеральных органов власти, так и в компании, работающие по контракту с федеральным правительством.
И это значительный шаг в направлении той Америки, которую олицетворяет Илон Маск своим демонстративным зигованием во дворце спорта Capital Arena в Вашингтоне.
* В течение первой недели своего второго президентского срока Трамп сделал много заявлений по поводу того, как он собирается «останавливать войну».
В сегодняшних заметках на полях событий хотелось бы остановиться на том, как следует относиться к заявлениям Трампа. И эта рекомендация, как именно к ним относиться, базируется на том, что Трамп говорит – публично и на закрытых от журналистов совещаниях (в период его первого президентства он много чего говорил за закрытыми дверями, но большая часть того, что он говорил, не осталось тайной за семью печатями). Его ближайшие сотрудники охотно делились тем, что он им говорил, и, например, с Бобом Вудвордом, написавшем три книги о первом президентстве Трампа, и с другими журналистами, и изложили многое из того, что он говорил, в своих собственных книгах (бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон и бывшая директор по делам Европы и России Совета Национальной Безопасности Фиона Хилл).
Все, что говорит публично Трамп и все, что он сообщает в своих твитах, можно разделить на две категории. Первая категория – это ложные или дезориентирующие заявления, то есть попросту говоря сознательное вранье. В течение четырех лет своего первого президентства он сделал более 30 тысяч ложных публичных заявлений. Вторая категория – это то, что он на самом деле думает, его реальное мнение или реальные намерения по тем или иным вопросам.
Все, что он говорит на закрытых встречах и совещаниях со своими сотрудниками – все это относится ко второй категории, то, что он на самом деле думает.
При этом, его слова, даже если он не врет сознательно, а излагает свои реальные мысли, не означают, что он будет действовать так, как говорит, как не означают и что он сможет действовать так, как говорит.
Когда он спрашивал Фиону Хилл, может ли он быть таким как путин, может ли он быть похожим на путина, можно не сомневаться, что он на самом деле хотел бы быть таким же диктатором как путин.
Когда он заявлял в 2018 году советнику по национальной безопасности Джону Болтону и госсекретарю Майку Помпео, что он хочет объявить о выходе США из НАТО, можно не сомневаться, что это было его желанием, которое он не смог осуществить.
Когда он заявлял в 2017 году госсекретарю Тиллерсону и министру обороны Мэттису, что он хочет вывести американские войска из Южной Кореи и не понимает зачем они там находятся, он явно не врал.
Когда он в интервью в 2016 году говорил о том, что готов признать Крым российским, он тоже не врал.
Когда он сейчас говорит о том, что Россия помогла США победить во Второй мировой войне и потеряла при этом 60 миллионов человек, можно не сомневаться, что он на самом деле так считает, и что таковы его исторические знания.
Точно так же, когда он сейчас говорит о том, что не может дождаться встречи с путиным, он не врет.
Не врет он и когда выражает свои фактические симпатии путину в виде симпатий «русскому народу», который он «очень любит», - он при этом тоже не врет.
Не врет он и когда обвиняет Зеленского в том, что началась война, когда считает, что «нужно было заключить сделку», то есть капитулировать, и тогда «войны бы не было».
Он не врет и когда говорит, что хочет «оказать России услугу» и думает, что «путину следует заключить сделку».
Он с очевидностью не врет и когда говорит, что иначе введет «высокие тарифы, пошлины и санкции на все, что Россия продает Соединенным Штатам и различным другим странам-участницам». Он вряд ли знает, что Россия уже практически ничего не продает Соединенным Штатам (поскольку санкции, введенные Байденом, запретили покупку у России буквально всего, что американские компании могли бы у нее покупать), что уровень торговли между двумя странами стремится, вообще говоря, к нулю и что путин только посмеется над любыми тарифами и санкциями на и без того практически отсутствующий экспорт из России в США.
Не врут, кстати, и те, кто считают это заявление Трампа «ультиматумом», который, правда, звучит, даже менее серьезно, чем угроза Хрущева Америке «покажем кузькину мать». Ну, хочется людям видеть ультиматум (без кавычек), они его и видят. Для нашего сегодняшнего мира вообще характерно то, что мы легко можем перейти при желании в любую виртуальную реальность, которую сами можем для себя нарисовать (или которую для нас нарисует кто-то другой).
Вторя часть этого «ультиматума» о санкциях на все, что Россия продает «другим странам-участницам», кстати, гораздо более интересна, во всяком случае теоретически. Россия продает нефть Китаю и Индии, и это является основным источником ее доходов. И любые санкции, которые осложнят продажу Россией нефти Китаю и Индии, в развитие санкций, введенных три недели назад администрацией Джо Байдена, можно только приветствовать. Это могут быть дальнейшие санкции против российского теневого флота. Будут ли они? Этого никто не знает сегодня.
Кстати, о санкциях. Все «санкции из ада», введенные против России, начиная с 24 февраля 2022 года, введены на основании указа президента Байдена 14024 от 15 апреля 2021 года о чрезвычайной ситуации в связи со злонамеренной вредоносной деятельности России, наносящей ущерб национальным интересам США, их союзников и партнеров.
Так вот, чрезвычайная ситуация может вводиться сроком на один год. Она может продлеваться бесконечное число раз, если президенты считают это необходимым, но каждый раз не больше, чем на год. Джо Байден продлевал ее на год своими указами в 2022, 2023 и 2024 годах. Самым точным индикатором того, собирается ли Трамп оставлять в силе санкции против России и вводить новые санкции будет продление и не продление этой чрезвычайной ситуации – продление или не продление действие указа Байдена от 15 апреля 2021 года.
Трамп выразил публичное пожелание, чтобы Саудовская Аравия и ее партнеры по OPEC увеличили добычу нефти и тем самым снизили цену на нефть. Единственное, чего он не сказал – как именно он собирается этого добиться. И понимает ли он, что в случае снижения цены на нефть ниже $50 за баррель он вынудит американские компании значительно снизить добычу сланцевой нефти, поскольку они не могут работать себе в убыток, вкладывая в добычу больше, чем могут выручить за продажу.
А так-то, пусть добивается. Думается, что американские энергетические компании в случае снижения цены на нефть ниже себестоимости ее добычи в США, смогут переориентироваться на зеленую энергетику (которую, правда, Трамп ненавидит лютой ненавистью), а вот России действительно будет плохо, но именно этого ей можно пожелать от всей души.
Вот когда Трамп публично говорит, что он не знаком со Сторми Дэниэлс (которой он платил, как установил суд, за неразглашение сексуальной связи с ним) или с И Джин Кэррол (на которую он осуществил, как установил суд, сексуальное нападение), то он врет.
Но его вранье направлено на то, чтобы скрыть различные неблаговидные поступки.
А когда он говорит то, что думает, это другое дело – он действительно так думает. Сможет ли он действовать так, как думает, это уже другой вопрос. Если исходить из истории его первого президентства, в большинстве случаев реализовать то, о чем он думал, ему не удавалось.
Но что на самом деле будет делать Трамп покажет только будущее. Пока что он только говорит.
* Не далее, как неделю назад, в прошлом обзоре главных событий недели, я заметил, что самый короткий путь для правительств стран, которые хотят иметь хорошие отношения с Трампом – это построить в центре своей столицы башню, которой Трамп разрешит дать свое имя. Прошла неделя, и стало известно, что в центре Белграда, столицы Сербии, в правительственном квартале, на месте разбомбленного американской авиацией в 1999 году здания министерства обороны бывшей Югославии будет построен небоскреб – международный Трамп – отель. Деньги на строительство даст миллиардер из Объединенных Арабских Эмиратов. Участвовать в проекте будет и зять Трампа Кушнер. А Трамп будет получать «роялти» за использование своего имени. Так что, можно ожидать очень серьезного оживления американо-сербских отношений.
Но все преходяще в этом мире. Вечно только то, о чем сказал великий философ Иммануил Кант: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Верю в здравый смысл. Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может. Потому что иначе мир, в котором мы живем, закончится. Допустить этого мы не должны. Особенно сейчас.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.