Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Сегодняшний выпуск посвящен одной теме – анализу итогов саммита НАТО в Вильнюсе.
Сразу скажу, что я не относился к числу тех, кто ждал, что на этом саммите НАТО Украина получит приглашение вступить в Альянс. Я не ждал и того, что каким-то образом будет сформулировано, что это приглашение последует в какой-то определенный момент времени.
На что я надеялся в глубине души, но что не произошло – это на четкую формулировку в итоговом коммюнике саммита требований, которые должна выполнить Украина (и выполнение которых можно столь же четко проверить), а также, что должно произойти, чтобы Украина получила приглашение о вступлении в НАТО.
Лидеры стран НАТО повторили формулировку Бухарестского саммита 2008 года о том, что Украина будет членом НАТО. Важным моментом, однако, является то, что к этой формулировке было добавлено, что Украина не должна будет проходить через процедуру ПДЧ – плана действий по приобретению членства, процедуру, изобретенную в 1999 году, процедуру, достаточно аморфно сформулированную, которая может продолжаться неопределенно много лет, и не гарантирует того, что страна, проходящая через эту процедуру, станет в итоге членом НАТО. Например, через эту процедуру уже достаточно много лет проходит Босния и Герцеговина (ее пригласили подать заявку на предоставление ПДЧ еще в 2010 году). И когда эта процедура для нее закончится, и чем именно закончится, не сможет и сейчас предсказать никто. Через эту процедуру проходили страны Центральной Европы, ставшие членами НАТО после 1999 года. У всех стран ее прохождение занимало годы – у кого больше, у кого меньше, но это был долгий процесс. Украина от этой процедуры будет освобождена. Но в то же время временные рамки для ее приглашения в НАТО остаются не очерченными.
11-й пункт итогового коммюнике саммита НАТО заключается формулировкой: «Мы будем в состоянии направить приглашение Украине присоединиться к Альянсу, когда у союзников будет согласие по этому вопросу и будут выполнены условия».
Проблема здесь в том, что условия не названы. Есть общая фраза о достижении «оперативной совместимости» вооруженных сил, и о дополнительных реформах «в области демократии» и о реформах в «секторе безопасности».
Если отвлечься от формальных документов, то причина того, что сроки приглашения Украины в Альянс не были определены, была названа Джо Байденом и Йенсом Столтенбергом. Генеральный секретарь НАТО несколько раз в своих заявлениях сказал, что Украина не может быть приглашена в НАТО, пока идет война. Президент США также сказал, что вступление Украины в Альянс во время войны означало бы вступление США в войну. Такая война была бы ядерной войной с Россией. А это то, чего и президент США, и другие лидеры Запада категорически хотят избежать.
Можно говорить о реформах в области демократии и о борьбе с коррупцией, но в то же время Португалия вступила в НАТО, как одна из стран его основателей, будучи в то время абсолютной диктатурой, бесконечно далекой от какой-либо демократии. Турция вступила в НАТО, будучи весьма далекой от традиционных для Запада демократических процедур, и, продолжая держаться на достаточно длинной дистанции по крайней мере от ряда этих процедур до сих пор. Страны Центральной Европы, вступившие в НАТО (во всяком случае многие из них), явно продолжали иметь проблемы с посткоммунистической коррупцией. А Венгрия, которая, вступая в НАТО, была на пути к тому, чтобы стать обычной демократической страной Западного мира, уже вступив в НАТО, с этого пути свернула и стала авторитарным государством с автократом во главе.
Да, Украине нужно реформировать судебную систему, потому что без независимого суда не может быть полноценной демократии. Нужно реформировать СБУ, которая должна сосредоточиться исключительно на контрразведке и борьбе с терроризмом и находиться под строгим гражданским контролем. Нужно завершить реформы в армии и в министерстве обороны, полностью перевести их на стандарты НАТО, в том числе и полностью перевооружить армию в соответствии со стандартами НАТО. Нужно нещадно бороться с коррупцией.
Но все это то, через что проходили и другие страны, вступившие в НАТО, а кто-то не прошел до конца через все подобные реформы и до сих пор. Венгрия же, вступив в НАТО, просто свернула свою демократию, ликвидировав независимый суд и реальную свободу печати.
Уже не раз приходилось говорить о том, что разрушенная на сегодня система безопасности в Европе, может быть восстановлена только одним способом – если источник этого разрушения – империя зла не сможет продолжать свою агрессию. Единственный реальный способ достичь этого – принять Украину в НАТО. До тех пор, пока Украина не будет в НАТО, невозможно восстановить международный порядок и систему безопасности, основанные на правилах, на уважении к Уставу ООН, к территориальной целостности государств и неприкосновенности международно признанных границ. Потому что, если Украина не в НАТО, то Россия будет продолжать свою агрессию.
На сегодняшний день США и другие страны Запада принять решение о том, чтобы очертить реальный путь принятия Украины в НАТО, не смогли.
Почему?
Очевидно, потому, что на сегодняшний день считают угрозу своего втягивания в войну в случае принятия такого решения более высокой, чем если они такое решение не принимают.
Означает ли это, что, допустим, Джо Байден боится путина? Нет, с моей точки зрения совершенно не означает. Он не боится путина, но не хочет, чтобы США были вынуждены вступить в войну. А это разные вещи.
Почему вероятность втягивания в войну в случае приглашения Украины в НАТО сейчас, оценивается как высокая, мы не знаем, нам этого не объясняют и не объяснят. Однако, есть разведка, есть Совет Национальной Безопасности, которые постоянно работают и постоянно оценивают, что может произойти, если будут предприняты те или иные действия. Важно то, что оценки эти меняются, они не постоянны. Потому что происходят новые события, меняется соотношение сил, и меняется вероятность тех или иных ответов со стороны империи зла. Поэтому действия, которые считаются западными странами невозможными или опасными сегодня, могут предприниматься завтра. Достаточно обратиться к истории предоставления военной помощи Украине.
Однако реальность остается той же: пока Украина не будет в НАТО, мир и порядок в Европе не будут восстановлены, российская агрессия будет продолжаться.
Меня спрашивали, надеется ли кто-то в США и на Западе в целом на переговоры с путиным, на возможность договориться с ним. Думаю, что никто из действующих глав государств и правительств ведущих стран НАТО ни на какие переговоры с путиным давно не надеется. Не случайно, контакты с ним давно и полностью прекращены. Все прекрасно понимают, что он недоговороспособен и главное, что он абсолютно не заинтересован ни в каких договоренностях о чем бы то ни было, что его цель – уничтожение Украины, восстановление российской империи и ее сфер влияния.
В декларации Вильнюсского саммита НАТО о том, что «будущее Украины в НАТО» «без ПДЧ», однако, без конкретизации, когда же наступит это будущее, есть один положительный момент. Отложив принятие решения, не связав себя никакими временными рамками, лидеры НАТО оставили для себя открытой возможность принять это решение на Вашингтонском саммите 2024 года, который будет посвящен 75-летию НАТО.
Если решение пригласить Украину в НАТО будет принято через год, если при этом Украине до реального вступления в НАТО, которое может длиться очень долго (об этом чуть ниже), будут даны гарантии безопасности со стороны США, то это будет самым знаменательным решением, которое Альянс когда-либо принимал. Просто потому, что Альянс создавался для защиты Европы от угрозы, исходящей от империи зла. А приглашение Украины в НАТО и распространение на нее гарантий безопасности будет означать, что России придется выбирать между тем, чтобы навсегда распрощаться с мечтой о ликвидации Украины и включении ее снова в состав империи, и ядерной войной с НАТО.
Что может измениться за год? Очень многое может измениться в мире.
Очень хочется надеяться, что Украина сможет освободить как можно больше своей территории. Империя зла, уже потерявшая значительную часть своей армии, существенно умножит свои потери, а ее экономика будет испытывать еще большие трудности, чем она испытывает сегодня. Сокращение в два раза доходов от продажи нефти и газа в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием прошлого года говорит о многом.
В странах Запада будут происходить свои политические процессы. И немаловажным, если не одним из самых существенных факторов в политике для нынешних руководителей США, Франции, Германии и других западных стран будет рост правопопулистских настроений и рост популярности ультраправых и правопопулистских партий. И этот рост будет тем сильнее, чем дольше будет продолжаться война, чем, соответственно, больше денег налогоплательщиков этих стран их правительства будут вынуждены расходовать на оказание помощи Украине, чем больше будут влиять на их экономику порожденные войной инфляционные факторы, чем больше беженцев будет в этих странах (а нужно еще учесть, что путин своим стремлением заблокировать экспорт зерна из Украины с очевидностью стремится организовать голод в странах глобального Юга, в Африке в первую очередь, с тем, чтобы возник массовый поток беженцев из этих стран прежде всего в Западную Европу). И поэтому долго, бесконечно продолжающаяся война будет способствовать ослаблению правящих партий и правительств в странах Запада. Они не могут не понимать этого. И, если не хотят приходу к власти в своих странах Трампов, Ле Пен, Альтернатив для Германии и прочих Орбанов, то должны будут стремиться к тому, чтобы война закончилась, и закончилась именно победой Украины, что может выражаться только в болезненном военном поражении России, приглашении Украине вступить в НАТО и в гарантиях безопасности для Украины.
Значит ли это, что нужно просто ждать Вашингтонского саммита 2024 года? Нет, само по себе ничего не делается. Нужно действовать. Нужно давать Украине еще больше, значительно больше оружия, и гражданам западных стран нужно добиваться этого от своих правительств.
Украинской дипломатии нужно тщательно работать со своими коллегами на Западе, чтобы проработать все возможные варианты решения, при котором Украина получила бы через год приглашение в НАТО и гарантии безопасности, распространяющиеся на те территории, которые она будет контролировать в этот момент (эта модель, кстати, тоже испытана историей – Германия вступила в НАТО в 1955 году без своей восточной части, в которой советский союз создал ДНР (зачеркнуто) ГДР. И гарантии безопасности НАТО распространялись только на тогдашнюю территорию ФРГ, которая, кстати, вступая в НАТО, автоматически подчинилась 8-й статье Вашингтонского Договора, запрещающей его участникам предпринимать действия, которые могут втянуть других союзников в военный конфликт. То есть, если Украина вступит в НАТО, не выйдя на свои границы 1991 года, она должна будет взять на себя аналогичное обязательство, подчиняясь 8-й статье – не применять военную силу для освобождения потенциально остающихся оккупированными на тот момент территорий. Это тоже важный нюанс. Все мы любим говорить о 5-й статье Вашингтонского Договора, но в нем есть и другие статьи, тоже очень важные.
Кстати, 8-я статья абсолютно исключает участие в военных действиях в Украине войск стран НАТО, если Украина не является членом Альянса, как и полностью исключает создание каких-либо «альтернативных» НАТО военно-политических союзов с участием членов Альянса.
Кстати, собственно, о процедуре вступления в НАТО. Она описана в 10-й и 11-й статьях. Чтобы было понятно, как это происходит. И чтобы было понятно, что путь Украины в НАТО будет гораздо более долгим, длинным, трудным чем путь туда Швеции, которая стоит на пороге Альянса вот уже год и два месяца.
Так вот, согласно 10-й статье Вашингтонского Договора, «Стороны могут по единогласному согласию предложить любому другому европейскому государству, которое в состоянии содействовать реализации принципов настоящего Договора и вносить вклад в обеспечение безопасности Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору».
Страна, получившая приглашение, подписывает Протокол к Вашингтонскому Договору о своем присоединении к нему и передает его Соединенным Штатам, как депозитарию Договора. США передают подписанный протокол всем действующим членам НАТО, в парламентах которых этот протокол должен быть ратифицирован согласно действующим в каждой стране конституционным процедурам, что предусмотрено 11-й статьей Договора. Протокол вступает в силу только после его ратификации парламентами всех действующих членов НАТО. И только тогда страна, приглашенная в Альянс, становится его новым полноправным участником.
То есть, для вступления Украины в НАТО необходимо, чтобы все члены НАТО в лице глав своих исполнительных ветвей власти (в том числе и премьер-министра Венгрии Орбана – если мы говорим о Вашингтонском саммите 2024 года, власть в Венгрии до тех пор не сменится) согласились подписать приглашение Украине вступить в Альянс. После того как Украина подпишет Протокол о присоединении к Вашингтонскому Договору, он должен быть ратифицирован парламентами всех стран - действующих членов НАТО.
Сколько времени может занять ратификация, можно видеть по тому, как вступала в НАТО ни с кем не воюющая Финляндия (ее вступление заняло 11 месяцев) и как вступает в НАТО ни с кем не воюющая Швеция, вступление в НАТО которой длится уже год и два месяца, поскольку оно блокировалось Турцией и продолжает блокироваться Венгрией.
Одним из достижений вильнюсского саммита НАТО стало то, что в его кулуарах был решен вопрос о том, что президент Турции Эрдоган прекратит блокировать вступление в НАТО Швеции и направит Протокол о ее вступлении на ратификацию в турецкий парламент (правда, при этом Эрдоган добавляет, что это произойдет не раньше октября). Для того, чтобы добиться такого решения от Эрдогана Джо Байдену пришлось согласиться на то, чтобы продать Турции боевые самолеты на $20 миллиардов. Это не было легким решением, поскольку в США существует оппозиция продаже Турции самолетов из-за того, что она покупает российские системы ПВО, проводит в Сирии, в частности, и на Ближнем Востоке вообще, политику, часто идущую вразрез с интересами США, и нарушает права человека. О чем еще договорились президенты Байден и Эрдоган, госсекретарь Блинкен и советник по национальной безопасности Салливан со своими турецкими коллегами (их контакты были очень интенсивными накануне вильнюсского саммита и встречи там Байдена с Эрдоганом), осталось за кулисами их встреч и переговоров. Все рады тому, что Турция теперь ратифицирует вступление в НАТО Швеции, пусть даже только в октябре, то есть еще через три месяца. Но когда Протокол о вступлении Швеции ратифицирует Венгрия, и что за это потребует Орбан, никто, кстати, не говорит. А вопрос такой тоже нужно задавать. Потому что иначе Швеция не сможет стать членом НАТО.
Еще два результата саммита – создание Совета «Украина-НАТО», который будет работать постоянно, и в котором Украина сможет в любой момент на равных обсуждать с членами Альянса любые важные для нее и для Альянса вопросы. В отличие от комиссии «Украина-НАТО», которая собиралась эпизодически (еще и Венгрия несколько лет вообще блокировала ее работу) и обсуждала только узкий круг вопросов, касающийся непосредственно Украины.
И еще один результат – декларация стран G7 о поддержке Украины, провозглашающая, что Украина сможет заключить с каждой из стран G7 договор о гарантиях. Здесь, правда, думается, нужно не путать термины – речь идет не о гарантиях безопасности, а о гарантиях поставок современных систем оружия, включая «огневые средства дальнего радиуса действия, боевую авиацию, дальнобойную артиллерию, танки» и другие системы вооружений.
По итогам встречи Джо Байдена и Владимира Зеленского, пресс-служба Белого Дома сообщила, что США и Украина договорились начать работу над соответствующим двусторонним соглашением.
Кстати, советник по национальной безопасности Джейк Салливан прояснил вопрос о самолетах F16 для Украины. Украинские пилоты и обслуживающий персонал начнут обучение в августе. После окончания обучения самолеты Украина получит от европейских стран.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.